Жёсткость цен и ломаная кривая спроса

В первой половине XX в. считалось, что на олигополистических рынках у цен существует тенденция быть жёсткими (неизменными). В 30–х гг. Пол Суизи разработал модель, которая бы смогла объяснить, почему на олигополистических рынках цены редко изменяются.

Пол Суизи в 1939 г. опубликовал статью «Спрос в условиях олигополии», где проанализировал сталеплавильную промышленность США, в которой в течение 10–х – 20–х гг. ХХ века цена стали оставалась неизменной даже несмотря на увеличение средних издержек. На основе этих наблюдений он развил модель, демонстрирующую весьма необычный вид кривой спроса фирмы, работающей на рынке олигополии.

Модель иллюстрирует условия цены при олигополии. Ее допущения:

1. фирмы производят дифференцированные продукты;

2. фирмы предполагают, что соперник не станет повышать цены вслед за ней, поскольку это ведет к потере покупателей, а в случае уменьшения данной фирмой цены конкуренты предпримут аналогичные действия и тогда данная фирма становится не способной привлечь доп. кол-во участников;

3. фирма максимизирует прибыль, производя такое кол-во товаров, при котором МR=МС.

Предположим, что на рынке установилась цена.p. Заметим, что модель не объясняет, каким образом эта цена установилась. Она просто принимает этот факт как данность.

Если какая-либо фирма увеличивает цену на свою продукцию (и, причём, делает это в одностороннем порядке), тогда другие фирмы в отрасли не последуют её примеру. В результате этого она потеряет часть своей рыночной доли, поскольку покупатели переключаются на продукцию тех фирм, у которых относительно более низкие цены. Если же фирма, напротив, снизит цену, то это может спровоцировать снижение цен другими фирмами в отрасли, чтобы избежать потери доли рынка, которая может отойти фирме с более низкой ценой. Из-за того, что в этом случае конкуренты последуют за данной фирмой, спрос на её продукцию окажется менее эластичным.

Допустим, что на отраслевом рынке конкурирует три фирмы. Рассмотрим реакцию 2 и 3 фирм на поведение 1-ой фирмы. Возможны 2 ситуации:

· фирма 1 повышает цену;

· фирма 1 понижает цену.

В случае, если 1 фирма 1 цену выше P0, ее спрос изображается кривой D1, выше уровня P0. Конкуренты, т.е. фирмы 2 и 3 не будут за ней следовать и их цены останутся либо неизменными либо вырастут в гораздо меньшей пропорции как показ. кривая D2, лежащая так же выше.

Рисунок 11 – Ломаная кривая спроса олигополиста

Фирма 2 предпочитает либо не следовать за фирмой 1.

D2 - D1 – ломанная кривая.

Если фирма 1 понижает цену ниже уровня P0 фирмы 2 и 3, будет следовать за ней и это показывает линия D1, лежащая ниже P0. В результате, возникновения ломанная кривая спроса D2 - D1 высокоэластичная, выше уровня P0 и малоэластичная, ниже ее.

Предложенная модель объясняет относительную негибкость (жесткость) цен при олигополии, т.е. любое повышение цен ухудшает ситуацию, а именно - повышение цены одной фирмой позволит захватить рынок конкурентами, которые могут переманить прежних покупателей фирмы, сохраняя низкие цены.

Аналогично и при повышении цены. Конкуренты точно так же могут повысить цены, сохраняя свою долю на рынке, что не приведет к росту объема продаж. В результате, лидирующая фирма не сможет увеличить число покупателей за счет других фирм. В результате возможна «ценовая война».

Конечно, данная модель мало полезна для принятия стратегических решений, потому что она статична. Она также не объясняет сам процесс ценообразования на рынке олигополии. Но она объясняет, почему фирмы-олигополисты очень часто не склонны изменять цены на свою продукцию: изменение цены в данном случае просто приведёт к сокращению прибыли.

Это объясняет, почему в периоды общих экономических спадов производства цены на олигополистических рынках не снижаются столь стремительно, как на более конкурентных рынках. Не повышаются они и при незначительном увеличении средних издержек. Только очень сильное повышение (значит, и AC)MC в данной модели может повлечь за собой увеличение цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: