Фирма в условиях монополистической конкуренции, скорее всего, попытается противостоять долговременной тенденции уменьшения прибыли, предпримет шаги для улучшения ситуации. Это возможно следующими способами. Прежде всего в любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Дифференциация продукта углубляется. Кроме того, может быть сделан особый упор не только на действительные различия продукта, но и на создание воображаемых различий посредством рекламы и соответствующего стимулирования сбыта. Правда, это будет увеличивать издержки фирмы. Но если при этом спрос увеличивается на большую величину, чем нужно для того, чтобы возместить издержки совершенствования продукта и затраты на стимулирование сбыта, фирма улучшит свое положение с прибылью.
Реклама является методом неценовой конкуренции. Расходы на рекламу увеличивают средние, общие и предельные издержки фирмы.
Существует множество рыночных ситуаций, когда по разным причинам применение рекламы вызывает либо рост либо падение объемов продаж, что является ее отношением на величину издержек.
|
|
Рассмотрим графически ситуацию, объясняющую либо возможность уменьшения издержек либо их увеличение.
Если фирма использует рекламу, то увеличение ее издержек - функция прибыли будет выглядеть след. образом:
P=TR-TC/Cm реклама; dif)
dif-степень дифференциации
Рисунок 10 – Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции
АС2 – издержки с рекламой;
СD – величина на увеличение.
Сторонники рекламы считают, что реклама расширяет производство и понижает издержки реализации на единицу продукции, т.е. товар за счет рекламы будет продавать сам себя. Это возможно за счет реализации эффекта масштаба.
Критики рекламы доказывают, что она увеличивает издержки и изменяет объем производства.
Вопросы для обсуждения.
1. В чем разница в определении оптимума в условиях монополистической конкуренции для краткосрочного и долгосрочного периодов?
2. Является ли правило равенства предельной выручки и предельных издержек необходимым для монополистического конкурента?
3. Найдите аргументы в пользу рекламы как эффективного конкурентного инструмента на рынках дифференцированного продукта.
4. Обоснуйте общественные издержки и выгоды существования дифференциации продуктов на отраслевых рынках.