double arrow

Последовательные олигопольные игры. Модель Штакельберга и ценовое лидерство


Очень часто на олигополистических рынках фирмы проводят последовательные игры. Здесь одна из фирм становиться лидером и принимает решения независимо от поведения других фирм. Остальные фирмы – последователи принимают свои решения в зависимости от того, какой выбор сделала фирма-лидер, т.е. как бы подстраиваются под неё. Возможны варианты:

ü ценовое лидерство (цену назначает лидер) и

ü лидерство по выпуску (лидер выбирает свой объём производства).

Модель Штакельберга

Эта модель была разработана Генрихом фон Штакельбергом, немецким экономистом в 1934 году. Она часто используется для того, чтобы описать рынки, на которых действует доминирующая фирма, являющаяся естественным лидером в отрасли.

В данной модели олигополист выбирают 2 линии поведения – лидера или последователя (аутсайдера).

Если фирма первой принимает решение об уровне выпуска, то она считается лидером по объему выпуска. Он, как правило, проинформирован в поведении последователя. Поэтому, последователь будет реагировать на действия лидера, приспосабливая свой выпуск в соответствии с его выпуском:

либо = const, либо = const;

В отличии от модели Курно, где игра играется одновременно, игра в модели Штакельберга является последовательной игрой и состоит их двух стадий: сначала 1-я фирма делает свой ход, а затем – после неё – свой ход делает вторая фирма.

Какой объём выпуска следует выбирать лидеру, чтобы максимизировать свою прибыль?Ответ зависит от того, какова, по мнению лидера, будет реакция последователя на сделанный им выбор.

Лидер, по-видимому, должен ожидать, что последователь будет максимизировать свою прибыль, принимая выбор, сделанный лидером, как некую заданную величину. Значит, лидеру прежде, чем принять решение о собственном объёме выпуска, необходимо решить проблему максимизации прибыли последователем. Таким образом, решение задач при последовательных играх осуществляется методом обратной индукции.


Сейчас читают про: