Мужчины — женщины

Оппозиция смерть/жизнь в славянской картине мира параллельна оппозиции женское/мужское [Иванов, Топоров 1965]. В составе функций участников погребального обряда связь смерти с женским началом выражается, в частности, в том, что надгробный плач — исключительно женское дело[71]; в том, что женщины в большинстве случаев обряжают покойного и сторожат душу. В болгарском обряде женщина указывает гробовщикам, где копать. Распределение функций участников обряда по полу усложняется моментом уподобления группы «со стороны умерших» покойному (см. далее: ровесник, нищий, неизвестный). Этим объясняется традиция исполнения обмывания, возложения в гроб и принятия жертв за голову на похоронах мужчины — мужчинами, на похоронах женщины — женщинами.

Женатый — вдовый (старая дева)

Исполнение определенных обрядовых действий стариками дублируют вдовы и старые девы (это прежде всего обмывание, затем — принятие тайной милостыньки). Сближение сексуального одиночества со смертью происходит при акцентировании в семантике смерти угрозы плодородию. Беременным присутствие на похоронах запрещено; опасность для них представляет даже взгляд на похоронную процессию.

Ровесник

Функция ровесника в погребальном обряде — представительство покойного. Возраст в данном случае осмысляется как основная жизненная характеристика усопшего (ср. семантику роста в обрядовых актах с «меркой»). Благодаря этому жертвы ровеснику (ровеснице) уподобляются жертвам самому покойному. Ровесник может исполнять роль покойного на поминальном пире (см. выше).

Неизвестный

Неизвестный, первый встречный — постоянный адресат обрядовых жертв на похоронах. Если сравнить функцию неизвестного в погребальном обряде с его ролью на крестинах (сарат. [Минх 1890,51]; сев. [Бурцев 1902, II, 183]) или в гадании о супружестве, станет ясно, что он исполняет роль тезки покойного. Одноименность, вероятно, — основа замещения усопшего «первым встречным».

Нищий

Непременно входящая в состав погребальных обрядовых актов раздача милостыни нищим имеет своей смысловой основой метафору мертвый ~ нищий (ср. обсуждение темы «нищеты» на содержательном уровне обряда в гл. 1). Ср. обращение к покойному в плачах: «голодный», «висушенний» [Свенцщький 1912, 13]. Нищий» принимающий жертву (например, коровку покойнику), выступает в погребальном обряде как заместитель покойного.

При распределении обрядовых функций местные варианты похорон могут предпочитать те или иные из перечисленных выше характеристик, необходимых для исполнителей погребального обряда.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: