Мужчины — женщины

Оппозиция смерть/жизнь в славянской картине мира параллельна оппозиции женское/мужское [Иванов, Топоров 1965]. В составе функций участников погребального обряда связь смерти с женским началом выражается, в частности, в том, что надгробный плач — исключительно женское дело[71]; в том, что женщины в большинстве случаев обряжают покойного и сторожат душу. В болгарском обряде женщина указывает гробовщикам, где копать. Распределение функций участников обряда по полу усложняется моментом уподобления группы «со стороны умерших» покойному (см. далее: ровесник, нищий, неизвестный). Этим объясняется традиция исполнения обмывания, возложения в гроб и принятия жертв за голову на похоронах мужчины — мужчинами, на похоронах женщины — женщинами.

Женатый — вдовый (старая дева)

Исполнение определенных обрядовых действий стариками дублируют вдовы и старые девы (это прежде всего обмывание, затем — принятие тайной милостыньки). Сближение сексуального одиночества со смертью происходит при акцентировании в семантике смерти угрозы плодородию. Беременным присутствие на похоронах запрещено; опасность для них представляет даже взгляд на похоронную процессию.

Ровесник

Функция ровесника в погребальном обряде — представительство покойного. Возраст в данном случае осмысляется как основная жизненная характеристика усопшего (ср. семантику роста в обрядовых актах с «меркой»). Благодаря этому жертвы ровеснику (ровеснице) уподобляются жертвам самому покойному. Ровесник может исполнять роль покойного на поминальном пире (см. выше).

Неизвестный

Неизвестный, первый встречный — постоянный адресат обрядовых жертв на похоронах. Если сравнить функцию неизвестного в погребальном обряде с его ролью на крестинах (сарат. [Минх 1890,51]; сев. [Бурцев 1902, II, 183]) или в гадании о супружестве, станет ясно, что он исполняет роль тезки покойного. Одноименность, вероятно, — основа замещения усопшего «первым встречным».

Нищий

Непременно входящая в состав погребальных обрядовых актов раздача милостыни нищим имеет своей смысловой основой метафору мертвый ~ нищий (ср. обсуждение темы «нищеты» на содержательном уровне обряда в гл. 1). Ср. обращение к покойному в плачах: «голодный», «висушенний» [Свенцщький 1912, 13]. Нищий» принимающий жертву (например, коровку покойнику), выступает в погребальном обряде как заместитель покойного.

При распределении обрядовых функций местные варианты похорон могут предпочитать те или иные из перечисленных выше характеристик, необходимых для исполнителей погребального обряда.





double arrow
Сейчас читают про: