Погребальные кушанья. Хлеб. Каша (кутья, колево). Кисель (сыта)

Как известно, еда, приготовление еды, угощение теснейшим образом связаны с культом мертвых во всех архаических традициях (ср. древнеримские кулины (culina) на могилах [Фрейденберг 1978]; ветхозаветный обычай кормить на могилах: «Раздавай хлеби твои при гробе праведных» Тов. 4,17; соответственный славянский материал [Murko 1947]. Еда сопоставлена со смертью, загробным миром — и потому может быть ей противопоставлена: например, пришедших «за душой» можно накормить в знак откупа (вампиров, кукушку, которая иска душа — прилетает вечером к дому: ей выносят хлеб-соль и говорят: «Ако си гладна, на ти хляб и соль и повече да не дохождаш» (Если ты голодна, вот тебе хлеб и соль, и больше не прилетай); если она унесет это угощение — никто не умрет, блг., комр., запись И. Седаковой), ср. приговор при выносе «Покойник из хаты, а хлеб-соль — в хату» (минск. [Шейн 1890, 1, 540]). Загробный мир и еда ассоциируются таким образом, что еда представляется строительным материалом загробья: «На небяске церковь с пирогов срублена, прискоками выложена, ладками (оладьями) подшита» (смол [Добровольский 1894,310]). Мир умерших, «тот свет» — целиком съедобный: ср. образ вечно голодной Смерти в загадках[73].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: