Работающая женщина

М

ногие специалистки высокого класса и вообще честолюбивые женщины, которым из-за различных препятствий, встававших у них на пути, не удалось реализовать свои амбиции, подвергают резкой критике общество, причинившее им столько боли и разочарований. Поскольку такие женщины часто обладают литературным даром, они публикуют статьи в специализированных и массовых изданиях или озвучивают свой протест через книги, лекции и другие средства информации.

Писательница и журналистка Джоан Смит в интервью, данном Анжеле Нойштаттер [Guardian, 18 апреля 1989 г.) рассказала о некоторых неприятных событиях ее жизни, подтверждающих, что многие британские мужчины являются ярко выраженными женоненавистниками. Вот что сообщила Нойштаттер:

На литературном вечере в Оксфорде какой-то мужчина средних лет попросил ее [Джоан Смит] рассказать о своей последней книге. Как только она начала, он перебил ее медоточивым голосом: «Ах, лапочка, зачем вы забиваете себе мозги? Я переспал с тысячами женщин и прекрасно знаю, что подобного рода вопросы их совсем не интересуют». Когда Джоан сказала, что ее-то эти вопросы как раз интересуют и многие ее знакомые тоже испытывают потребность понять, каким образом силы мужской враждебности по отношению к женщинам действуют в обществе, мужчина сорвался на крик: «Да вы сумасшедшая! Вы безумная! Уберите отсюда эту женщину!»

Другие писательницы, рассказывая о социальной и психологической непоследовательности в поведении мужчин по отношению к женщинам,

упоминали подобные вопиющие случаи. Фиделис Морган, автор сборника мужских поговорок о женщинах разных времен и народов, полагает, что в Европе этот вопрос особенно актуален.

Женщина, которой хватает отваги идти своим путем, невзирая на. гнев мужских и женских коллективов, должна быть готова к тому, что ей придется нелегко. Наиболее терпимо относятся к делающим карьеру женщинам в сфере искусства и развлечений. Возможно, дело в том, что в искусстве, в отличие от технических специальностей, и мужчины, и женщины преимущественно используют правое полушарие мозга. А нам известно, что регулярное использование правого полушария способствует развитию анимы в мужчине, а использование левого полушария ведет к усилению анимуса у женщин.

Однако в медицине дела обстоят совсем иначе. Согласно статье, опубликованной в журнале The Times (7 июля 1989 г.), на ежегодной конференции Британской ассоциации медиков, состоявшейся в июле того же года, прозвучали такие данные: тогда как почти половина выпускников медицинских ВУЗов страны — женщины, они составляют менее одного процента среди руководителей здравоохранения на местном и государственном уровне и ни одна женщина, руководящая здравоохранением, не была за последние пять лет назначена правительственным консультантом. Несомненно, доля женщин среди выпускников медицинских вузов теперь выше, чем в те времена, когда выпускались нынешние консультанты правительств. Однако при сохранении современных тенденций едва ли можно надеяться, что через 20-30 лет половину этих должностей будут занимать женщины. Так что и нынешним выпускницам следует быть готовыми к тому, что их пол будет отрицательно сказываться на карьере. Это типичное проявление общей тенденции.

Более явные формы дискриминации работающих женщин в наши дни исчезают — по меньшей мере, внешне. До общественного сознания наконец начало доходить,что препятствовать карьерному росту человека на основании одних только предрассудков незаконно и безнравственно. Однако существует еще один уровень дискриминации, который до сих пор еще проявляется в медицине, особенно в хирургии, где режим практического обучения словно специально разработан для того, чтобы создать для женщин неблагоприятные условия. Жесткий учебный график плохо приспособлен для женщин, которым нужен отпуск по уходу за ребенком или для других семейных дел: после такого отпуска очень сложно вернуться на свое место. Поэтому в анкетах, заполняемых врачами перед началом практики, есть вопросы специально для женщин: какова вероятность того, что практикантка создаст семью, а если у нее уже есть ребенок, собирается ли она в ближайшее время рожать еще.

К счастью, не все отрасли медицинской профессии столь неудобны для матерей и замужних женщин. Например, приятное исключение составляют патология и психиатрия. Однако это лишь усугубляет дискриминацию, ибо ведет к тому, что женщине сложно занять высокий пост в медицинской иерархии. Тяжелый и жесткий учебный график в хирургии требует больших затрат сил на обучение и не учитывает особых способностей женщин, которые могли бы принести большую пользу в данной области. Это не просто нечестно по отношению к женщинам-врачам, но и негативно сказывается на пациентах.

Медицина — лишь одна сфера деятельности, где женщины сталкиваются с подобными проблемами. Женщины дикторы и ведущие программ на телевидении нередко жалуются, что их нанимают за красивое тело и увольняют за морщины. Считается, что мужчины сохраняют «привлекательность» на 15 лет дольше женщин, поэтому дикторы-мужчины при прочих равных условиях могут рассчитывать на более продолжительную карьеру, чем женщины.

Одно из главных различий между мужчинами и женщинами на работе состоит в том, что женщины, как правило, умеют более эффективно распределять свою энергию. Дороти Уэйд в статье «Женский подход к работе» (Sunday Times, 12 марта 1989 г.) пишет, что профессор Гари Купер из манчестерской школы менеджмента на протяжении 10 лет проводил сравнительное исследование мужчин и женщин, работающих по 65 разным специальностям — включая буровиков, секретарей, стоматологов и менеджеров. Он заметил, что, независимо от профессии, мужчины и женщины по-разному подходят к работе. «Мужчины всегда поглядывают на более высокие ступени служебной лестницы, ожидая шанса подняться; женщины же внимательнее относятся к самой работе и стараются выполнять ее как можно лучше». Отчасти Купер объясняет это тем, что женщины пока еще только вступают в мир мужчин. Они не уверены в своих способностях и сосредоточиваются на том, чтобы достичь высокого уровня мастерства в своем деле.

Многие женщины предпочитают брать работу на дом, хотя замечено, что это негативно сказывается на карьерном росте. Работать дома с ребенком на руках, вне всяких сомнений, сложно, но не просто работать дома и тогда, когда тебе никто не мешает.

Многие женщины ныне трудятся по необходимости, а не потому, что им так хочется. Но и женщины из богатых семей нередко идут на работу — чтобы реализовать себя и утвердиться в мире.

Если говорить о «месте женщины» в мире, нельзя обойти вопрос брака. Вступив в брак, женщина жертвует значительную часть себя мужу и детям. Но, если повезет, она может все-таки сохранить какую-то часть себя для себя. Лишь немногие женщины, выходя замуж, представляют, чем это в действительности чревато. Лиз Ходжкинсон и Анна-Мария Пайпер в своей статье для Guardian (1 ноября 1989 г.) проливают свет на те трудности и ограничения, о которых большинство женщин, идя под венец, либо не знают, либо стараются не думать. Особое место в статье занимают те проблемы, которые возникают у женщины в случае развода, и в связи с этим Пайпер приводит следующую статистику:

Год Браки Разводы
  346 903 23 785
  386 952 43 093
  356 954 129 053
  351 761 151 007

(Цифры взяты из материалов Office of Population Consensus and Survey.)

Ходжкинсон предлагает ряд прекрасных альтернатив и предложений, хотя большинство из них рассчитаны на то, чтобы шокировать поборников традиций.

Вместо брака, который представляет собой единственный бессрочный контракт, подписываемый людьми, есть смысл подписывать индивидуальные, поддерживаемые законом контракты между парами, которые хотят жить вместе. Эти контракты не должны имитировать брачное законодательство и даже опираться на него. Их следует составлять на тех же принципах, что обычные контракты о деловом партнерстве, подразумевающие полное равенство сторон. Эти контракты не должны подразумевать никаких форм зависимости, покровительства или владения друг другом. Их цель состоит не в том, чтобы выяснить, кто будет мыть посуду, и прочие банальности,

но в том, чтобы реалистично решить вопросы имущества, финансов и заботы о детях.

Если контракты сменят брак, то мужчины и женщины с юридической точки зрения будут оставаться холостыми. Контракты могут заключаться как для гетеросексуальных, так и гомосексуальных союзов или, возможно, даже для целых групп людей, живущих коммуной. Женщины больше не будут брать фамилию мужа, и никого не будут называть «миссис» — такое понятие просто исчезнет. И, как одинокие с юридической точки зрения, женщины смогут требовать соответствующих социальных гарантий от государства. Идея о том, что муж «содержит» жену, отойдет в прошлое — как и «содержание» для замужней женщины.

Естественно, исчезнут и разводы — контракты будут расторгаться согласно оговоренным условиям. Если брачные законы нелепы, то законы, регулирующие развод и определяющие его как «окончательный разрыв», — тем более. Расторгнутые браки далеко не всегда означают полный разрыв отношений. Иногда партнеры просто хотят изменить свою жизнь. Иногда, подобно Гарбо, люди хотят пожить одни.

Однако, сколь бы мирно ни расходились люди, для расторжения брака приходится делать вид, будто произошло что-то ужасное, и сама эта процедура печальна и трагична. На самом же деле во многих случаях расторжение брака — это освобождение.

Насколько мне видится, контракт повысит, а не снизит ответственность партнеров, ибо рождение каждого ребенка будет подразумевать изменения в контракте. Люди тогда будут глубже задумываться, какую ответственность они берут на себя, заводя очередного малыша, и обязанности по заботе о детях будут справедливо распределяться между обоими родителями. Идея о том, что ухаживать за маленькими детьми обязаны прежде всего женщины, отойдет в прошлое. Если мужчина хочет ребенка, он должен быть готов к тому, что придется за ним ухаживать наравне с женщиной. Заслуживает ли он такой чести?

Контракты о партнерстве — я предпочла бы называть их «контрактами о совместной жизни», но ныне сожительство воспринимают как жалкое подобие брака — дадут мужчинам и женщинам возможность обрести подлинное равенство в нашем обществе. Никакие законы о равных правах этого не дадут.

Такие контракты позволят избежать дискриминации в отношении гомосексуальных пар, родителей-одиночек, незамужних матерей. Кроме того, эта практика будет напоминать, что ко всем мужчинам и женщинам нужно относиться (и они должны относиться к себе так же) как к самостоятельным автономным ответственным взрослым личностям, а не как к половинкам безличных пар.

Тотальный институт брака, опутывающий людей узами закона, больше не отражает реальность общества. Его дни сочтены. Может быть, мои слова звучат излишне радикально? Я не ясновидящая, но могу уверенно предсказать, что к концу следующего десятилетия большинство реформ, о которых я тут говорю, будут либо уже воплощены в жизнь, либо окажутся в процессе осуществления. Традиционный брак, слава богу, быстро сдает свои позиции, и теперь его уже ничто не вернет.

Сильно сказано, но ведь масса священников останется без работы! Многие женщины будут разрываться между ортодоксальной религией и романтическими традициями с одной стороны, и реформой брачного законодательства — с другой. Тут без трагедий не обойдется.

Два недавних исследования продемонстрировали, что отношение работодателей побуждает женщин бросать работу и сидеть дома. В ходе исследования, проведенного «Материнским альянсом», выяснилось, что компании нередко довольно бездушно относятся к матерям, уходящим в отпуск по уходу за ребенком. Согласно отчету об этом исследовании, опубликованном в журнале The Times (19 июля 1989 г.), из 243 опрошенных женщин лишь 56 % сказали, что их руководитель отреагировал позитивно на известие о беременности работницы. Некоторые женщины добавили, что наниматели восприняли их беременность как источник «неудобства» для компании. Описан случай, когда наниматель отказался продлить женщине отпуск по уходу за ребенком, родившимся с сердечным пороком. На просьбу позволить ей работать по три-четыре часа в день до тех пор, пока ситуация с ребенком не решится, работодатель тоже ответил отказом. К сожалению, ребенок умер за три дня до того, как у женщины закончился предусмотренный законом отпуск по уходу за ребенком, после чего ее уволили, выдав повышенное выходное пособие.

В результате исследования, проведенного организацией Blue Arrow Personnel Services (было опрошено 2000 работодателей), выяснилось, что лишь немногие предпринимают шаги, чтобы привлечь и удержать на работе молодых матерей. Такие шаги могут включать особые схемы сохранения положения на карьерной лестнице для женщин, уходящих в декрет; продленный дородовый отпуск; создание детского сада при предприятии или спонсирование уже существующих дошкольных учреждений; финансовая помощь на содержание ребенка; гибкий график работы для матерей; возможность подменять друг друга на работе. Многие открыто выражали нежелание нанимать людей в возрасте. Похоже, работодатели в целом не готовы принимать на работу огромное количество женщин, желающих вновь начать трудовую деятельность после отпуска по уходу за ребенком (а их по некоторым оценкам более 700 ООО), чье трудоустройство могло бы повлиять на экономику в целом.

Один из японских министров, господин Хисао Горинучи, недавно сказал: «Народ падет, если править станет женщина». С другой стороны, Карл Густав Юнг считал, что в Эру Водолея подобающее место в обществе займут женщины. Я знаю, чьему мнению я склонна доверять в данном случае.

Дженни Мюррей, ведущая «Часа женщины» на ВВС, недавно попыталась выяснить, откуда черпают силы женщины, находящиеся у власти. Она взяла интервью у шести женщин, добившихся большой власти и влияния, и постаралась выяснить, как им удалось подняться столь высоко; что означает для них власть теперь, когда они ее добились; и как влияет на их действия то обстоятельство, что они — женщины. Эти шесть женщин были:

1) Татьяна Заславская. Она выросла при сталинском режиме и сделала блестящую академическую карьеру в правительственном НИИ в Новосибирске. Ее доклад, сделанный в 1983 году, послужил основой для перестройки;

2) Беназир Бхутто, бывшая премьер-министр Пакистана;

3) Корасон Акино, президент Филиппин;

4) Евгения Чарьз, в течение девяти лет занимавшая пост премьер- министра Доминиканской Республики (сейчас ей 70 лет);

5) Гурдрун Агнарсдоттир, член Женского Альянса в парламенте Исландии;

6) Вигдис Финнбогадоттир, президент Исландии.

В июле 1989 года вышел в эфир сделанный Мюррей для телеканала ВВС 240-минутный документальный фильм о Татьяне Заславской.

Политика ни в коей мере не единственная сфера, где женщины добиваются выдающихся успехов. Вандана Шива — одна из известнейших радикальных ученых. Она активно занимается проблемами женщин, экологией, теорией эволюции и изучает воздействие науки и технологий на окружающую среду. Она начинала с квантовой физики, но потом со страстью и пылом новообращенного обратилась к наукам о деятельности человека. Идеологические противники иногда называют ее «рецидивисткой». В газете Guardian (апрель 1989 г.) помещена аннотация Сары Дунн на ее книгу «Остаться в живых: Женщины, экология и эволюция», где, в частности, сказано:

Ее «дорога в Дамаск» вела из Онтарио, где Вандана защитила степень доктора наук по квантовой физике, в ее родной штат Уттар-Прадеш (Северная Индия); ее вспышкой света была встреча с местными деревенскими женщинами из движения Чипко — массового женского движения протеста против бесконтрольной вырубки лесов, ведущей к экологическому бедствию. Эти женщины, говорит Вандана, побудили ее «взяться за изучение мира с азов».

Дочь «исключительно эмансипированной» матери, участвовавшей в движении за освобождение Индии, и лесника, воспитавшего в ней любовь к лесу, Вандана Шива воспитывалась в семье, где родовые формы хинди — ее родного языка — считались излишеством, и она с детства пользовалась лишь мужскими формами слов.

Дунн рассказывает, что книга госпожи Шива представляет собой научный и полемический призыв вернуть фемининное начало во взаимоотношения человека с живой природой. Шива объясняет, что фемининное начало — это качество, не имеющее никакого отношения к полу, но скорее некий организующий принцип, определенный способ смотреть на мир.

В главе о работающих женщинах я говорила не только о тех, кто добивается успехов в считающихся мужской прерогативой сферах деятельности, но скорее обо всех женщинах, которые зарабатывают себе на жизнь — либо по собственному желанию, либо в силу необходимости. Этот путь может избрать как совершенно независимая женщина, так и семейная. Однако у женщины всегда должно быть право выбора. Мы, те, кому ближе Артемида, Афина или Гестия, не должны смотреть свысока на женщин, принадлежащих к архетипу Деметры, Геры или Афродиты, — и хотелось бы, чтобы они относились к нам так же. Мы все члены одной космической семьи. К сожалению, до сих пор еще есть женщины, жестко заявляющие: «Я ни за что не пошла бы в церковь, где функции священника выполняет женщина» или: «Я не позволю моей дочери заниматься наукой, ибо для нее важнее научиться хорошо готовить».

Несомненно, за прошедшие века мужчины, движимые своим сильным анимусом, пролили немало крови. Однако если быть до конца откровенными, нередко их подстрекали к этому сильные драконы или коварные змеи. Невольно задумаешься, сколько времени у нас уйдет на то, чтобы отказаться от установившихся шаблонов поведения, — и вообще удастся ли нам это!

различных мистических и метафизических течений, возникающих

по всему миру. Группы различной величины — от домашних кружков до крупных клубов и обществ — растут, словно грибы после дождя, и все они претендуют на удовлетворение трансперсональных нужд женщины.

Поскольку слово «духовность» для разных людей означает разные вещи, мы попытаемся найти определение этому понятию. К сожалению, для многих людей быть «духовным» означает быть «более праведным, чем другие», что подразумевает демонстрацию своей набожности через строгое соблюдение ритуалов и верность догмам одной из мировых религий. Между тем настоящим показателем духовного потенциала человека являются его слова, действия и дела. Для того чтобы пребывать в гармонии со своим высшим, или трансперсональным, Я, нет необходимости принадлежать какой-то организованной религии и выставлять напоказ ее атрибуты. Однако некоторые люди склонны реализовать себя именно в сообществе, принадлежность к большому коллективу и следование групповым идеалам отнюдь не мешает им эффективно работать со своими внутренними частотами — здесь центральную роль играет внутренний склад индивидуальной психики. В таких случаях мы иногда наблюдаем рождение святых из болота разложившихся религий. Эти люди разоблачают жуликов и шарлатанов, обманывающих своих наивных и честных прихожан. Духовность не является синонимом оккультных, магических, мистических или эзотерических практик, сосредоточенных на работе со сверхъестественными явлениями, — хотя многие люди действительно открыли свой истинный путь именно в процессе исследования этих дорог и тропок человеческого сознания.

Так что же мы имеем в виду, говоря о женской духовности, и чем трансперсональные устремления и опыт женщин отличаются от соответствующего опыта мужчин, если такое отличие вообще имеет место? Если женщины действительно более сильны на трансперсональном уровне, — а многие эзотерики считают, что это так, — тогда тот факт, что они пробуждаются к осознанию своего духовного наследия, имеет огромное значение для мира. Меня тревожит возможность существования своего рода духовной «Берлинской стены» между мужчинами и женщинами — ведь их разделение не может принести ничего, кроме вреда. Как я уже отмечала в предыдущих главах, я не приветствую идею разделения духовного мира на мужскую и женскую сферы, ибо знаю из опыта, что проявление наших энергий как на тонком, так и на материальном уровне больше зависит от особенностей личности и уровня духовного развития. Но все же давайте рассмотрим общепринятую концепцию и выясним, куда нас это приведет.

Где женщины, несомненно, преуспели — так это в деле принесения в мир нового сознания, которое быстро укореняется на всех уровнях у представителей обоих полов. Женская предрасположенность использовать правое полушарие мозга (так называемая «женская интуиция») делает ее более восприимчивой к тонким силам природы, составляющим сердце и душу Геи. Духовность не должна ограничиваться сферами медитации, религии или мистицизма. Если мы, женщины, хотим как-то влиять на мир, нужно привнести духовные идеи во все сферы повседневной жизни, ибо там наше здравое влияние необходимо ничуть не меньше, чем в церкви, храме или ашраме. Некоторые женщины уже делают это на протяжении многих лет, и по мере того, как женское духовное движение быстро растет, заботливое прикосновение его участниц становится все более ощутимым во всех сферах повседневной жизни. Тут следует помнить, что проявления перемен на грубом уровне имеют более глубокое значение, ибо, прежде чем проявиться «внизу», этот импульс зародился «наверху». В любом случае, такие перемены указывают на медленный, но ощутимый рост уровня сознания.

Многие женщины решили реализовать свою духовность, служа фемининному началу в образе Богини. А поскольку, как мы уже отмечали, господствующие религии неодобрительно относятся к концепции женского Божества, во всем мире наблюдается возрождение языческого движения. Культы Богини растут, как грибы после дождя, и ее называют разными именами — как теми, которые она носила с незапамятных времен, так и совсем новыми, пришедшими благодаря модному ныне ченнелингу и подключению к космическому информационному полю. Некоторые называют ее Исидой-Волшебницей, матерью Гора; для других она Афина, Танит, Церидвен, Сарасвати, Арадия, Бригита, Фрейя и т. д.

Возрождение культа Богини сопровождается ростом интереса к ритуалам и верованиям прошлых веков — времен, когда Она еще занимала достойное место в религии. Стремление лучше понять представителей других жизненных форм, с кем мы делим эту планету, признание того, что в «неодушевленных» предметах присутствует жизненная сила, и другие концепции, которые всего одно поколение назад встретили бы всеобщее осмеяние, ныне уже кажутся вполне естественными. В книге «Пробуждение женщины: Хвала женской мудрости» Кристина Фельдман пишет:

Мистики всех духовных традиций неизменно говорили, что внутренняя свобода является врожденным духовным свойством человека. Целостность, единство, сопричастность — лишь немногие слова, использовавшиеся в попытке описать то измерение, которое изначально описанию не поддается. Эти слова описывают жизнь, исполненную благоговения. Человек, живущий так, чтит святость и достоинство всего живого, уважает Землю и глубоко осознает практические последствия нашей изначальной взаимозависимости и взаимосвязанности. Мистики описывают это состояние как фундаментальное внутреннее просветление, дающее нам силы трансформировать свой мир...

Путь мистика направлен на преодоление внутренних конфликтов и страданий. Этот путь подразумевает почитание достоинства и духа во всем живом. Этот путь подразумевает почитание единства и истины. Жизнь мистика посвящена миру, гармонии и состраданию. Мистик отвергает власть и ложь. Мистик не приемлет эксплуатацию и живет в соответствии с собственным ощущением единства. И самое главное, мистик знает об иллюзорности границы между внутренним и внешним.

Некоторые женщины (и мужчины) пытаются служить Богине через совершение сложных ритуалов, пышных церемоний, физических движений и поз, направленных на достижение измененных состояний сознания. Другие же ищут проявления энергий Богини в силе и красоте высокого дерева, в ласковом прикосновении животного, в песне ветра над бес-

крайней равниной, в дождике, в нежном касании солнечных лучей, в бархатистых лепестках цветка, раскрывающегося навстречу заре.

У Тагора есть рассказ о человеке, одержимом желанием найти Бога. Столь велико было его рвение, что однажды он встал посреди ночи и тихо-тихо, чтобы не разбудить жену и ребенка, ушел во тьму, исполненный решимости отныне посвятить всего себя поиску. Год за годом он шел путем праведности, отказывал себе во всех радостях жизни, полностью сосредоточенный на своей цели. Потом пришла старость, сил совсем не осталось, а заветная цель так и не стала ближе. Человек сел под дерево и вознес свою последнюю молитву: «О Господи, я, Твой верный слуга, искал Тебя много лет. Везде искал, но не нашел. Теперь я стар и слаб, и смерть дышит мне в лицо. Скажи мне, что я упустил? Что проглядел? Почему не нашел Тебя?» И Бог ответил: «Сын мой, ты сам покинул Меня в ту ночь, когда ушел от жены и ребенка».

Иногда внешние атрибуты религий и магических практик настолько отвлекают людей от истинной духовности, что мы просто забываем, зачем произносим молитву, приходим на службу или совершаем ритуал.

Недавно мне рассказали историю о том, как одна группа эзотериков в течение нескольких недель вела споры о том, как им следует облачаться для ритуалов, разработанных их лидером. Богословы часами ведут абсолютно бесплодные споры по поводу каких-то абсолютно незначительных догматических тонкостей. Если люди хотят отточить свой интеллект, можно найти для этого намного более благодатную почву, чем сфера трансцендентного.

Слово, очень часто используемое как представителями ортодоксальных религий, так и движения Нью-эйдж, — «любовь». Подразумевается, что духовность и любовь естественным образом идут рука об руку. Однако тут многое зависит от того, что человек понимает под словом «любовь». Поскольку это слово часто ассоциируется либо с lmerance, либо с проявлениями либидо («заниматься любовью» — значит удовлетворять определенную биологическую потребность, при этом эмоциональная составляющая присутствует далеко не всегда), трансцендентальные коннотации этого слова постепенно отходят на второй план. Привязанность, благодарность, радость, восхищение, дружба, нежность — все эти эмоции мы можем испытывать по отношению к своим детям, партнерам, дг или животным, но данные чувства никогда не выходят на трансперсон а ный уровень. Подлинная духовная любовь безгранична и бескорыстна,

} - 3805 Мери Хоуп

она ничего не требует и принимает все. Считается, что женщины более способны на любовь, чем мужчины, но, возможно, мы просто путаем любовь с жертвенностью. Эти явления не синонимичны, хотя трансцендентная любовь, несомненно, подразумевает готовность жертвовать.

Возрождение шаманизма как формы религиозного самовыражения? встретило горячее одобрение со стороны женщин-мистиков и вообще тех, кто осуществляет духовный поиск, идя путем Богини. Язычество и анимизм очень близки к шаманизму, и многие шаманы обладают сильной психокинетической целительной энергией. Людей с шаманскими склонностями неизменно влечет царство животных. Тотемное животное шамана символизирует не только определенный аспект его психики, но и воплощает принципы, которые он пытается реализовать. (Психологи видят в тотемном животном альтер эго, или маску, которую надевает шаман, чтобы защитить наиболее уязвимые аспекты своей личности от негативных влияний внешнего мира.)

Сознание истинного шамана способно вступать в контакт не только с представителями Homo Sapiens. Кроме того, оказывается, что способность входить в измененные состояния сознания, которая раньше считалась убедительным свидетельством, что шаман действительно одержим духами, вовсе не является критерием истинной духовности. Способность входить в такие состояния не гарантирует и контакт с трансперсональным «я», или тонкими измерениями внутреннего мира. Но с метафизической точки зрения вполне можно предположить, что все частоты (например, всё время) одновременно пребывают в вечном сейчас. В таком случае расчленение мира происходит лишь в результате субъективного восприятия различных периодов духовного развития, которые обретают видимость отдельных пакетов времени, что дает нам иллюзию отделенности от вечности.

Многие полагают, что в Эру Водолея шаманизм займет подобающее место в жизни человека. Я склонна видеть в шаманизме мостик между людьми и остальными детьми Геи. В конце концов все люди разовьют в себе чувствительность, позволяющую ощущать тонкие энергии в окружающем мире. Засухи, землетрясения, извержения вулканов больше не будут приносить столько бед, поскольку мы будем ощущать их приближение заранее.

Несбыточные мечты? Вовсе нет, ибо многие люди, работающие с тонкими вибрациями, уже предупреждены о предстоящем квантовом скачке эволюции. Современная механистическая культура может просто

не выдержать последствий парникового эффекта, уступив место более доброму миру, где будет существовать настоящее равенство.

Шаманизм ни в коем случае не является единственным каналом, через который женщины пытаются реализовать свою духовность. Многие избрали ортодоксальную религию — в частности, те ее сферы, которые прежде были открыты лишь для мужчин. Многие женщины рукоположены в священники в США. В Британии же, несмотря на то что наиболее либеральные христиане уже готовы дать женщинам возможность становиться священниками, официальная церковь все еще противится этому — хотя ветры перемен (возможно, даже ураганы) уже набирают силу.

Важное направление женского духовного движения составляют также восточные философские учения, и многие женщины сумели реализовать свои духовные потребности через йогу, медитацию или жизнь в ашраме. Некоторые — и о них мы подробно поговорим в следующей главе — вступают в строгие ордены и посвящают свою жизнь молитвам, самоотречению и суровой дисциплине, ибо полагают, что это позволяет человеку глубже постичь свое истинное «я», а также тайны и хитросплетения внешнего мира. Такие периоды глубокого созерцания нередко приводят женщину к осознанию того, что у нее есть призвание во внешнем мире, и тогда период уединения для нее заканчивается и женщина посвящает себя активному служению обществу в целом или какой-то его части.

Духовность не обязательно пребывает внутри человеческого «я». Она может излучаться аурой, омывая тех, кому посчастливится ощутить ее присутствие. Решит ли женщина реализовать свою трансперсональную сущность через поклонение Богине, шаманский путь, ортодоксальную религию, мистицизм, магию или служение людям — не имеет особого значения, ибо главный урок жизни состоит в самом акте духовного самораскрытия и в том, как человек использует (или передает) полученное при этом знание.

Большинство религий непрестанно промывали женщинам мозги, стремясь убедить их, что они неспособны достичь духовных высот, ибо их тела являются непреодолимым препятствием на этом пути. Теперь пришло время покончить с этим вредным предрассудком и признать тот факт, что «духовность» не знает половых различий и любые препятствия на ее пути возникают в результате личного выбора человека и его трансперсонального осознания.

ГЛАВА 16


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: