В будущее

По сих пор я мало говорила в этой книге о феминисттическом движениях. Это не означает, что я равнодушна к положению женщин во всем мире или к труду тех подвижниц, которые преодолевают невероятные трудности, чтобы добиться более справедливой участи для своих сестер. Просто дело в том, что я занималась другими вещами, например наблюдениями. Причем, поскольку я в основном приобретаю знания и опыт в «полевой работе», а не в библиотеках, мои наблюдения — из первых рук.

Прошло уже 40 лет с момента первого издания книги «Второй пол» — революционной работы Симоны де Бовуар о положении женщины. Эта книга вызвала настоящую бурю. На автора посыпались ярлыки: приапизм, невроз, подавление, нимфомания, лесбиянство, зависть. Католическая церковь немедленно включила книгу в свой черный список. Однако в истоке всей этой женоненавистнической истерии лежит один анатомический факт: Чарльз Дарвин отметил, что череп женщины немного меньше, чем череп мужчины. Герберт Спенсер и Карл Вогт оказались в числе тех, кто ухватился за эту информацию, узрев в ней неопровержимое доказательство мужского превосходства. Начался период сомнительных «научных» исследований, в ходе которых «обнаружилось», что женская сексуальность — это самый настоящий ящик Пандоры: лесбиянство, аутоэротизм и множество других «грехов», включая «нимфоманию» (термин, появившийся в 1860 г.). Женская порочность стала на некоторое время модной темой для разговоров и источником вдохновения для людей искусства. Церковь активно подливала масла в огонь, изо всех сил стремясь укрепить стену между полами и упрочить мужское господство.

С тех пор противостояние не прекращается. На смену феминизму пришел постфеминизм. Легендарные сжигательницы бюстгальтеров — многие считают, что это движение было раздуто средствами массовой информации, — уступили место более умеренному движению за равноправие. В статье «Женщины, вперед!» из американского журнала Time (4 декабря 1989 г.) приведены такие мнения:

• Суперженщина постарела, молодые настроены благодушно, но феминизм не умер. И впереди еще очень долгий путь.

• Мне не по вкусу ярлык «феминистка», но, полагаю, я могу назвать себя эгалитаристкой.

• Я не феминистка, я — женщина.

• Я представляю себе феминистку как некую мужеподобную даму, не бреющую ноги и готовую на все ради отрицания своей женственности.

Это лишь немногие из высказываний, собранных автором статьи. Очень многие из опрошенных женщин не считают себя феминистками, но воспринимают некоторые права как нечто само собой разумеющееся. Молодые уже не помнят, какую долгую и тяжелую борьбу пришлось вести за поправку к конституции США, гарантирующую равные права. Они принимают равноправие как должное и забывают поблагодарить тех, кто за него сражался (и сражается до сих пор). Если специалистки высокого класса в разных сферах деятельности уже пожинают пусть и скудные плоды равноправия, представительницы низших классов американского общества не получили ничего.

Треть американских женщин, имеющих детей до 18 лет, сидят дома и занимаются домашним хозяйством, и многие из них сетуют, что феминистки приуменьшают их роль в обществе. Исходя из того, как много жалоб мы слышим со всех сторон, можно предположить, что женское движение потерпело неудачу, однако во многих сферах совершен самый настоящий прорыв. Женщины выполняют ранее не свойственные им роли, активно участвуют в политической и интеллектуальной жизни,у них появились реальные альтернативы ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Все эти, а также многие другие достижения можно без натяжки внести в список заслуг феминизма.

Однако все еще сохраняется неравенство в оплате труда. Зарплата женщины по-прежнему составляет лишь 66 % заработка мужчины, и за последние два десятилетия этот разрыв сократился всего на 10 %. В начале 1980-х годов женское движение объявило своей главной целью преодоление «феминизации бедности», однако с тех пор ситуацию так и не удалось сдвинуть с мертвой точки. Журнал Time в статье, озаглавленной «Правда о женском движении», привел следующие цифры:

Движение: Да Нет
Помогло женщинам стать более независимыми 94% 4%
Позволило женщинам в большей мере контролировать свою жизнь 86% 10%
До сих пор способствует улучшению жизни женщин 82% 12%
Точно отражает взгляды большинства женщин 53 % 40'
Свысока смотрит на неработающих женщин 35 % 57 %
Настроено против семьи 24% 64%
Преследует неактуальные цели 23 % 61 %

Эти данные оставляют впечатление, что у феминистического движения Америки есть некоторые недоработки. Давайте посмотрим на список приоритетов средней женщины.

Какие проблемы кажутся женщинам наиболее важными

Равная оплата труда 94 %

Детский сад, ясли 90 %

Изнасилования 88 %

Декретный отпуск 84%

Дискриминация на работе 82 %

Аборты 74 %

Сексуальная свобода 49 %

На вопрос, считают ли они себя феминистками, 33 % женщин ответили положительно, 58 % — отрицательно. 62 % опрошенных полагают, что феминистическое движение в целом принесло женщинам пользу, а 18 % считают, что от него больше вреда.

Любопытно отметить, что больше всего женщин волнует оплата труда, немалую роль в их жизни по-прежнему занимает забота о детях, тогда как сексуальная свобода стоит где-то на заднем плане. Насколько настроения европейских женщин совпадают с настроениями американок, я не знаю, поскольку не нашла статистических данных. Однако, судя по информации, время от времени проскакивающей в широкой прессе и в специализированных изданиях, думаю, что больших различий нет. Большинство женщин (как и мужчин) принадлежат к определенным типам, хотя достаточно наблюдательный глаз может заметить, что эти типы претерпевают едва заметные изменения.

Некоторые мыслящие женщины, небезразличные к трансцендентальным ценностям, видят ошибку современного феминизма в том, что он позволил вполне обоснованному гневу заслонить собой истинную задачу женщины, которая состоит в том, чтобы способствовать духовному росту мужчины. Возможно, феминизм и пробудил во многих женщинах дремлющую духовность, но он же стал причиной ностальгии по матриархату, а матриархат — это такой же перекос, как столь опротивевший нам патриархат. Кроме того, есть множество женщин, которые хотели бы равноправных взаимоотношений с мужчиной, но их духовные порывы вызывают у любимого человека насмешки или страх. Нередко женщина усугубляет эту проблему тем, что слишком привязывается к мужчине или демонстрирует (часто проявляя явную склонность к манипуляции) свою зависимость от мужчины или стремление владеть им безраздельно, что очень угнетает мужской дух.

Брайан Маги написал для газеты Weekend Guardian (11 ноября 1989 г.) большую статью «Женщины: правые и неправые», которую он завершил такими малоутешительными словами:

Мы уже вышли на тот этап, когда теоретические установки уже приняты и теперь нужно реализовать их на практике. Но еще очень далеко до того, чтобы женщины действительно получили равные с мужчинами возможности и чтобы к этому равенству возможностей стали серьезно относиться во всех социальных институтах.

Когда такой день наступит, различия между полами будут сведены к минимуму, ибо не будет питающих их социальных установок. Но эти различия не исчезнут полностью.

Даже в идеальном случае, когда мужчины и женщины будут обладать полной свободой и смогут полностью контролировать свою жизнь, многие различия между полами, с которыми мы знакомы и ныне, сохранятся в силу добровольного выбора самих же женщин.

Принимая во внимание наше эволюционное развитие (или деградацию?) за последние столетия, возникает впечатление, что Маги прав.

Однако он не принимает в расчет те трансцендентные аспекты, которые могут служить своего рода «морковкой для осла». Большинство эзотериков сходятся в том, что духовно незрелые люди упорно цепляются за те или иные догмы, дающие им уверенность в своей правоте, ибо им недостает смелости взглянуть за пределы очевидного и основать свой жизненный выбор на более широком социальном или трансцендентном фундаменте. Многие метафизики полагают, что эволюционный разброс обитателей этой планеты чрезвычайно велик и пропасть между духовно зрелыми и незрелыми существами практически непреодолима, тогда как большинство находится где-то посередине, размышляя, в какую сторону прыгнуть.

Несомненно, многие читатели этой книги сочтут, что здесь слишком много метафизических рассуждений. Меня упрекнут в том, что я говорю об очевидном, не предлагая реальных решений проблем, встающих перед мужчинами и женщинами, запрограммированными на социальную и физическую отчужденность от окружающего мира. Практические решения обычно приходят через сердце и разум отдельных людей, и через их волю предстоит исправить положение дел. И нередко эти решения явно идут от трансперсонального просветления, или внутреннего осознания, полностью игнорируя свойственные левому полушарию мозга рациональные построения.

Именно поэтому я не воспринимаю противостояние полов как бесконечную затяжную войну, которая не подлежит разумному урегулированию и грозит затянуться навечно. Чудеса, конечно, случаются, но установить перемирие удастся только тогда, когда на то будет воля обеих сторон, а пока, видимо, еще слишком мало женщин желают изменения старого порядка. Пока некоторые женщины в изобилии предлагают свои бесплатные услуги как дома, так и вне его, у остальных остается мало шансов добиться равенства и уважения. Нам остается лишь обратить свои взоры к тем мужчинам, чья анима побуждает их относиться к нам с заботой и пониманием, — и мы им за это благодарны.

Я ни на миг не допускаю мысли, что мужчины ниже женщин или что нам необходимо установить матриархальные порядки в обществе. Однако я искренне верю в равенство и свободу выбора для обеих сторон. В конце концов, дух, душа, может воплотиться в любом из полов и в любое время — в прошлом или в настоящем, — поэтому наше отношение друг к другу «сейчас», скорее всего, отражает какие-то кармические долги (или наоборот, заслуги), приобретенные в другое время и в другом месте. Поскольку личная ответственность неразрывно связана со зрелостью духа, получается, что мы непрестанно оповещаем всех вокруг, кто и что мы есть. В конечном счете наше будущее в наших руках. Давайте позаботимся о том, чтобы оно было этичным и духовным, ибо, воистину, что посеешь, то и пожнешь.

В начале этой книги я задалась вопросом, является ли заблуждение, ставшее причиной вражды между полами, естественным фактором эволюционного развития нашего вида или оно искусственно привнесено некоей силой, действующей из-за пределов нашего земного мира. Я склонна полагать, что верно и то, и другое. Наша планета всегда будет подвергаться тем или иным внешним воздействиям — иногда благотворным, иногда пагубным, — поскольку она является пусть крохотной, но частью огромной Вселенной, которая, в свою очередь, тоже представляет собой живую сущность.

Наша реакция на подобные влияния естественным образом определяется этапом развития, на котором мы находимся в данный момент. Иногда нам просто необходимо овладеть теми или иными энергиями, чтобы продолжить соматическое либо трансцендентное эволюционное развитие. Например, умение ладить с противоположным полом может оказаться необходимым условием для успешного общения с другими жизненными формами, с которыми мы можем встретиться в будущем в процессе исследования космического пространства.

Рост всегда является процессом болезненным. Так было в детстве, так будет и при вступлении в Космическое Сообщество, когда нам придется признать, что мы — не хозяева Вселенной. Но прежде всего мы должны поладить с фемининным началом собственного биологического вида, а затем осознать свое истинное положение по отношению к другим жизненным формам на этой планете, ибо только тогда наше сознание будет готово к тому, чтобы понять и оценить жизненные формы, обычаи и верования внеземных существ.

Древние египтяне, индийцы, кельты и другие народы особо выделяли такой аспект Богини, как способность разрушать и созидать, рассеивать и собирать, нести гибель и возрождение. Считалось, что эта Ее функция жизненно необходима для поддержания порядка во Вселенной. Разве не примечательно, что данную функцию приписывали именно Богине, а не Богу? Египтяне называли Ее Сехмет, индусы знали Ее под именем Кали, а у кельтов Она была известна под именами Морриган и Кайлих. Многие из нас предчувствуют, что Она вот-вот вернется, чтобы принести очищение и равновесие своей сестре Гее. Но Ее энергии смогут проявиться лишь через сердца и умы жителей Земли, особенно женщин, чтобы женское начало заняло достойное место на этой планете. И тогда Земля снова станет истинной дочерью Великой Матери.

БИБЛИОГРАФИЯ

Aldred, С. The Egyptians (Thames & Hudson, London, 1961).

Allione, Tsultrim, Women ofWisdom (Arkana Paperbacks, London, 1984).

Anthony, Maggy, The Goddess Is Alive (forthcoming).

Anthony, Maggy, The Valkyries: The Women Around Jung (Element Books, Shaftesbury, 1990).

Ashton, J., Mother of Nations (The Lamp Press, Basingstoke, 1988).

Aswynn, F, Leaves of Yggdrasil (Aswynn, London, 1988).

Badinter, E., Man/Woman: The One is the Other (Collins Harvill, London, 1989).

Baigent, M., Leigh, JR., and Lincoln, H.,The Holy Blood and the Holy Grail (Jonathan Cape, London, 1982).

Bancroft, A., Weavers ofWisdom (Arkana, London, 1989).

Begg, Ean, The Cult of the Black Virgin (Arkana, London, 1985).

Berlitz, Charles, Atlantis (Macmillan, London, 1984).

Berry, Philippa, Of Chastity and Power — Elizabethan Literature and the Unmarried Queen (Routledge & Kegan Paul, London, 1989).

Болен, Джин Шинода. Богини в каждой женщине. К.: София, 2005.

Bonwick, James, Egyptian Belief and Modern Thought (Falcon's Wings Press, Colorado, 1956).

Braghine, Colonel A., The Shadow of Atlantis (Aquarian Press, Wellingborough, 1980).

Budge, E.A. Wallis, The Gods of the Egyptians (Dover Publications, New York, 1969).

Cameron, Anne, Daughters of Copper Woman (Press Gang Publishers, Vancouver, B.C., 1938).

Cirlot, J.E., A Dictionary of Symbols (Routledge & Kegan Paul, London 1962).

Clary, Т., Immortal Sisters (Element/Shambhala, Boston & Shaftesbury, 1989).

Crowley, Vivianne, Wicca (Aquarian Press, Welling-borough, 1989).

Мерри Хоуп

СУЩНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ

Её Сила, тайна, архетипы. Её Богиня

Перевод: Е. Мирошниченко Редактор: И. Старых Корректоры:

Е. Введенская, Т. Зенова, Е. Ладикова-Роева, О. Сивовок Оригинал-макет: Е Булавко Обложка: И. Дерий

ООО Издательский дом «София»

109028, Россия, Москва, ул. Воронцово поле, 15/38, стр. 9

ЛР 1027709023759 от 22.11.02., •

Для дополнительной информации: Издательство «София»

04073, Украина, Киев-73, ул. Фрунзе, 160

Подписано в печать 30.06.2006 г.

Формат 70x100/16. Усл. печ. л. 18,06.

Тираж 4000 экз. Зак. № 3805.

Отделы оптовой реализации издательства «София» в Киеве: (044) 492-05-10,492-05-15 в Москве: (495) 105-34-28,105-35-22,105-35-34 в Санкт-Петербурге: (812) 235-51-14

Книга — почтой в России: тел.: (495) 476-32-58 e-mail: kniga@sophia.ru в Украине: тел.: (044) 513-51-92; 01030, Киев, а/я 41 e-mail: postbook@sophia.kiev.uahttps://www.sophia.kiev.ua.https://www.sophia.ru

Отпечатано в ОАО "Тульская типография" 300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.

www.e-puzzle.ru


[1] Меркурий — римское имя Гермеса. — Прим. перев.

[2] Роберт Мастере. Плавать там, где тонут безумцы. К.: София, 2005.

[3] Главный храм Асклепия. Античный центр целительства, — Пр-им. перев.

[4] Данные стихи из Притч Соломоновых переведены с английского и расходятся с русским текстом Библии. — Прим. перге.

[5] Мирна Элиаде. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. К.: София, 2002. С.73-74.

[6] Наоборот. В племени сотха практикуют ритуальное переодевание женщин в мужчин. См.: Мирча Элиаде. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. С. 75. — Прим. перев.

[7] «София» издала в 1994-95 годах шесть томов произведений Дион Форчун, в том числе и ее романы «Жрица моря» и «Лунная магия». Сейчас мы переиздаем ее книги «Мистическая каб­бала», «Психическая самозащита» и «Эзотерическая философия любви и брака». Надеемся, что со временем опять возникнет интерес и к ее блестящим «женским» жреческим романам. — Прим. ред.

[8] Это нисколько не противоречит мнению Джин Шиноды Болен. См. ее книгу «Боги в каждом мужчине» («София», Киев, 2006). — Прим. перев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: