double arrow

Возвращение Богини

3
Н

азвание этой главы являлось темой нескольких книг, ставших в последние годы бестселлерами. «Богородица» и олицетворяемое ею фемининное начало обретает новое значение во многих сферах жизни помимо религии. Нынешнее возрождение древних религий Богини — лишь одно из проявлений Ее энергий. Например, во многих странах имеет свои представительства, или Изеумы, Общество Исиды. При каждом Изеуме есть свои жрецы и жрицы, рукоположенные Дёрдин-Робертсонами или их уполномоченными представителями. Церемония рукоположения отличается насыщенным эзотерическим символизмом. Однако, поскольку Общество Исиды по замыслу эклектично, у него нет жесткой ортодоксальной структуры или системы догм, так что каждый жрец или жрица проводит службы в соответствии с собственным видением.

Кроме того, ныне наблюдается возрождение кельтских и друидских верований, хотя во многих случаях здесь отчетливо заметны христианские влияния - - например, склонность допускать к жреческим функциям только мужчин. Между тем в древности друиды и друидессы работали бок о бок — факт, отраженный композитором Беллини в опере «Норма».

Хотя нынешнее возрождение скандинавских традиций осуществляют главным образом мужчины, у этих традиций есть также сильный, но мало изученный матриархальный аспект. Доминирование мужчин-викингов утвердилось лишь во времена патриархального нашествия, о котором мы говорили в одной из предыдущих глав, тогда как более древние источники возвращают нас к матриархальным обществам Фризии. В древних скандинавских мистериях женщины, практиковавшие магические искусства, назывались волвами — сивиллами или пророчицами, — и они занимались

прорицаниями. Кроме того, некоторых женщин называли сейдконами (seid- kona), поскольку они практиковали сейдр (seidr). Слово сейдр буквально означает «возбуждение». Так называли целый ряд магических процедур, включающих в себя путешествия души, изменение облика и другие шаманские практики. Рассказывает специалистка по рунам Фрейя Асуин:

На древнеанглийском языке этих женщин называли «хэгтессами» (haegtessa). Это слово употреблялось еще на севере континентальной Германии до миграций. Подобное слово есть и в голландском языке — hagedisse. Между прочим, название голландского города Гаага происходит от этого слова, ибо в прошлом там был известный центр женской магии. Hagedis по-голландски «ящерица», и я полагаю, что слово hagedisse могло возникнуть в те времена, когда у людей были тотемные животные, а ящерица ассоциировалась с женской магией и ведовством. Как представители отряда пресмыкающихся, ящерицы ассоциируются со змеями, символизирующими тайную женскую мудрость, что отразилось во многих шаманских практиках (например, у аборигенов Австралии). С другой стороны, слово hagedis могло обозначать также других похожих на ящериц существ, например саламандр и тритонов, которые способны жить в двух стихиях — в воде и на суше. Точно так же хэгтесса, подобно шаманам, способна действовать в различных стихиях — или, говоря оккультным языком, она может проникать на астральный уровень и в подземный мир.

Итак, мы снова вернулись к драконам и змеям. Саламандра издавна ассоциируется со стихией огня. Хэгтессам покровительствовали Фрейя, норны и Фригга. Норны — это пряхи, прядущие нити для сетей судьбы.

Хотя последователи скандинавской традиции считают Одина скандинавским аналогом Зевса и целого ряда других главных патриархальных богов, помощь богини была для него очень важна. Например, Фрейя научила его практике сейдр, а к Фригге он часто обращался за советом. Подобно всем остальным богам и смертным, Один вынужден следовать предопределению норн. И знаменитая птица Одина Мунинн была, очевидно, не вороном, а воронихой, ибо munin значит «воспоминание», которое в оккультизме и в психологии считается женской функцией. Прославленных тевтонских воительниц-валькирий было девять, а девятка с древнейших времен является священным числом Богини.

Древнескандинавские женские мистерии заслуживают отдельного исследования, и в двух словах о них не расскажешь. Ныне многие женщины ощущают свою внутреннюю связь со скандинавской традицией — прежде всего, с богиней Фрейей в ее шаманской ипостаси. Ее тотем — кошка, и в честь этой богини было принято носить рукавички из кошачьих шкурок. Подобно некоторым другим северным богиням, Фрейя считается носительницей скорее солнечной энергии, чем лунной, тогда как многие современные женщины черпают вдохновение прежде всего от Луны.

Беллетристы нарисовали немало утопических образов идеального общества, где нет войн, а свойственные людям латентные хаотические энергии направлены в русло творческого самовыражения на благо всего общества. Корни нашей проблемы не в каких-то особенностях того или иного пола, — скорее, речь идет о необходимости социализации мужчин и женщин на новой, более справедливой основе. В прошлом мужчины и' женщины жили в дружбе и согласии, и нет никаких биологических или социальных причин, почему бы им не вернуться к таким же взаимоотношениям в будущем. У обоих полов есть биологический потенциал к различным моделям поведения. А жесткие иерархические роли, навязанные нам по религиозным, социальным или политическим соображениям, только тормозят личностный рост каждого.

Ученые утверждают, что ныне мы стоим на пороге глобальных перемен и мутаций. В результате произойдут определенные метаморфозы в социальных установках — по мере того, как старый порядок будет рушиться, сменяясь новым миропониманием. Многие женщины и мужчины убеждены, что одной из важнейших черт этих перемен станет более широкое признание роли женского начала. Если срочно не восстановить равновесие, нарушенное вследствие непропорционального доминирования патриархальных ценностей — в чем многие видят основную причину нынешнего кризиса, — то у детей Геи едва ли есть будущее. Существует школа метафизической мысли, утверждающая, что мы сами являемся творцами своих судеб — как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях. В связи с этим Риана Айслер пишет:

Изобретение орудий труда явилось одновременно причиной и следствием прямохождения на двух ногах, благодаря чему у человека освободились руки, при помощи которых мы создавали все более сложные технологии. По мере того как технологии и общественное устройство

усложнялись, выживание вида все более зависело от направления не столько биологической, сколько культурной эволюции человека.

Ныне мы стоим на эволюционном распутье. По существу, сегодня главная задача человечества состоит в том, чтобы организоваться для спасения вида и для развития нашего уникального потенциала... андрократия не может справиться с этой задачей из-за присущей ей ориентации на технологии разрушения, из-за пристрастия к насилию как методу социального управления и из-за напряжения между властителями и подчиненными в характерной для андрократии системе взаимоотношений. Мы видели, что вполне осуществимой альтернативой этому может служить основанное на партнерстве гиланическое общество, чьим символом является благодатный кубок, а не смертоносный меч.

Весь вопрос в том, как осуществить переход от одного общества к другому.

Позволить эволюционным процессам в биологической системе протекать случайным образом — или сделать сознательный выбор? Вот какую альтернативу вырисовывает Айслер и другие писатели, ученые и психологи, которых она цитирует. Я бы упомянула еще третий фактор: космическое влияние.

В последнее время все более убедительной представляется концепция о том, что существует некое мировое сознание, в чьей работе мы все принимаем участие. Высказывается мысль, что если мы все объединимся, то еще сможем спасти Гею и тем самым сохранить уютную и красивую планету для будущих поколений. Иными словами, на смену эгоистичной разобщенности должно постепенно прийти своего рода Братство Людей, обретших единство в Гее. Но как атом является микрокосмосом при сопоставлении с макрокосмосом планеты,так и наша планета — это микрокосмос в макрокосмосе Солнечной системы, которая, в свою очередь, лишь малая частичка галактики. И так далее до бесконечности. Кажется, изоляционизм понемногу уходит в прошлое, насколько это касается национальных барьеров, но что сказать о Вселенной за пределами нашей планеты, о просторах, которые мы еще только начали исследовать?

Тех из нас, кого манит далекое, часто критикуют: нужно прежде всего позаботиться о близком. Но всегда существовали визионеры и первопроходцы, и, если бы мы все тратили свое время и энергию лишь на повседневные проблемы, то, наверное, так до сих пор жили бы в пещерах.

И есть еще одно обстоятельство: взгляд внутрь не всегда позволяет получить необходимые ответы. Иногда для того, чтобы решить внутренние проблемы, необходимо посмотреть наружу.

За годы целительской практики я не раз наблюдала, как у людей, мучимых какими-либо заболеваниями или социальными проблемами, внезапно все становилось на свои места, когда они сами начинали заниматься целительством или социальной деятельностью, не имеющей отношения к их личным проблемам. Дистанцировавшись от проблем, которые казались неразрешимыми, человек нередко находит решения, прежде ускользавшие от его внимания. Говорят, путешествия расширяют сознание. А внутренние путешествия расширяют духовные горизонты. Таким образом, чтобы приобрести новый опыт, вовсе не обязательно садиться на поезд, самолет или пароход. Иногда достаточно улететь вдаль мысленно — дать простор уму.

Низложение мужского господства со свойственной ему воинственностью и ориентацией на конкуренцию — задача не из легких, и я не думаю, что этого можно добиться при помощи прямого феминистического противостояния. Большинство женщин, я уверена, заметили, что один из лучших способов заставить мужчину воспринять новый образ мышления — убедить его в том, что он пришел к этому сам. И это происходит повсеместно. Мужчины, как и женщины, осуществляют ченнелинговый контакт с дельфинами, львами, деревьями и сущностями других животных, растений и стихий — что обычно ассоциируется с сориентированным на Богиню шаманизмом. Среди медиумов и прорицателей сейчас практически столько же мужчин, сколько и женщин. В молодых семьях распределение домашних обязанностей значительно отличается от того, что было еще поколение назад. Как говорит Айслер:

Эти новые образы реальности, предлагаемые обществом как мужчинам, так и женщинам, ведут к формированию новых моделей человеческой психики. Старая фрейдистская модель рассматривала человека прежде всего через призму базовых потребностей — таких как потребности в пище, сексе и безопасности. Новая модель, предложенная Абрахамом Маслоу и другими представителями гуманистической психологии, принимает во внимание эти базовые «защитные» потребности, но также признает, что человеку свойственны и более высокие потребности «роста», или «актуализации», — что и отличает нас от животных.

Переход от защитных потребностей к потребностям актуализации является важным шагом от общества, основанного на доминировании, к обществу, основанному на партнерстве. Иерархия, обеспечиваемая силой или угрозой применения силы, требует защитных шаблонов мышления. В обществе такого типа создание образа врага в сознании мужчины начинается с его близнеца в мире живой природы — женщины. В господствующей мифологии на женщину возложена ответственность за отлучение человечества от рая — нешуточное обвинение. И, как отметил Альфред Адлер, эта ситуация, когда одну половину человечества ставят выше второй половины, полностью отравляет человеческие взаимоотношения.

С некоторыми идеями Айслер я согласна, с другими готова поспорить. Например, я едва ли соглашусь с утверждением, что люди вышли на более высокий уровень роста, или «актуализации», чем животные. Возможно, просто госпожа Айслер работала с первыми намного больше, чем со вторыми. Многие упомянутые выше шаманы и мистики подтвердят, что, согласно древним религиям Богини, все живые существа (а в некоторых случаях и неживые объекты) принадлежат к единой семье Геи и каждый выполняет те или иные функции в соответствии со своими врожденными качествами и талантами.

Мужчин, посещающих ритуалы и поклоняющихся Богине как старых, так и новых религий, по-видимому, не меньше, чем женщин. И это хорошо, поскольку общение с Богиней способствует развитию их анимы и проявлению мягкой стороны их натуры. С каждым годом предлагается все больше воскресных семинаров и лекций, посвященных женским мистериям, — и это очень способствует распространению влияния Богини. Все более активно действуют различные группы феминистической направленности, такие как Lux Madn'ana, Женская экологическая группа, Женщины за Жизнь на Земле, Женщины за права животных, Общество Софии, Британская матриархальная традиция, Общество Радуги и другие.

В книге «Тождественность мужчина—женщина» французская писательница и философ доктор Элизабет Бадинтер подчеркивает сходство между полами, говоря о них в терминах круговых мутаций (vertiginous mutation). Я полагаю, что эти мутации неоценимо важны для выживания и эволюционного роста нашего вида. Явные психологические и соматические различия между полами могут свидетельствовать о том, что мы находимся довольно низко на лестнице эволюции, ибо андрогинность с древних времен ассоциировалась с высшим уровнем совершенства Конечно, андрогинное состояние можно воспринимать в те единения анимы и анимуса внутри индивидуума или полного единения душ-близнецов — мужской и женской. В любом случае, оно очевидно является фундаментальной предпосылкой как дЛя духовного, так и для соматического роста. Бадинтер отмечает:

Во времена, когда социальные точки отсчета исчезают, когда роли полов становятся гибче, когда женщина может решить не становиться матерью, — все сложнее определить, в чем состоит различие между полами. Этот процесс дезориентации усиливается по мере того, как становится все более очевидной наша бисексуальная природа. Помимо различия в числе хромосом (у женщин XX, у мужчин XY), все остальные различия между полами носят чисто количественный характер. Конечно, у мужчин больше мужских гормонов, а у женщин — женских, однако в организме и у тех, и у других производятся гормоны обоих типов. Мужчины обладают большей мышечной силой, чем женщины, и они более агрессивны, но эти характеристики очень сильно различаются у разных индивидуумов.

В самом деле, если мы значительно отличаемся друг от друга нашим генетическим материалом, который отвечает за пол репродуктивных клеток, умственные и физические патологии, а также за различные случаи интерсексуальности,тогда приходится допустить, что, хотя закон выделяет два пола, на самом деле существует множество промежуточных типов между ярко выраженной женщиной и ярко выраженным мужчиной. Это навело профессора Болио на мысль, что «между полами изначально существует значительное сходство, а различия между ними обладают известной гибкостью». Иными словами: «между мужским и женским не существует четкой границы».

Мужское доминирование продолжалось много веков, и эти столетия едва ли можно назвать очень удачными. Возможно, теперь влияние Богини приведет к некоему единению полов, что позволит добиться равенства, когда ни один пол не будет доминировать, но каждый будет восприниматься как необходимое дополнение к другому.

Размышления о приливах и отливах религиозных и культурных течений побудили меня предварить одну из глав книги, которую я недавно написала об Атлантиде, следующими строками:

Знания и наука давно минувшей эпохи Остаются тайной и магией в глазах потомков До тех пор, пока огонь разума не сожжет предрассудки, Искажающие их логику.

Но из пепла рождается Феникс,

Он расправляет крылья

И возносит в небеса богов будущего.

То, что Богиня вернется на более высоком уровне вибраций, вопрос времени. Но мы сами должны быть готовы встретить ее уровне — недаром же в священных писаниях так много притч о не подготовился к приходу важных гостей, и о тех, кто отклонил носное приглашение.

ГЛАВА 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


3

Сейчас читают про: