Подготовка педагога и учащихся к уроку

Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяются согласованной деятельностью учителя и учащихся, которая, в свою очередь, зависит от их подготовки к уроку. Тщательная подготовка к уроку особенно необходима для молодых учителей, не имеющих достаточного опыта педагогической работы.

Подготовку учителя к уроку можно разделить на две части: предварительная и непосредственная. Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении учителем общественно-политической, специальной, педагогической и методической литературы, в тщательном ознакомлении с содержанием и требованиями учебной программы по своему предмету и пояснительной запиской к ней, с учебниками и учебными пособиями, с опытом работы других учителей, в анализе своего личного опыта, в определении места данного урока в системе уроков по разделу или теме.

Перед началом учебного года учитель распределяет во времени изучение всех тем программы, устанавливая соответствующие календарные сроки с учетом количества часов, отводимых на каждую тему по программе, количества недельных часов, предусмотренных учебным планом на изучение данного предмета, и расписания учебных занятий. Размеченная таким образом учебная программа служит для учителя календарным планом работы, позволяющим контролировать сроки прохождения отдельных разделов программы, с тем, чтобы избежать излишней поспешности и не допускать отстаивания в изучении материала.

Учителям рекомендуется тематическое планирование учебной работы по предмету. В тематическом плане указывается последовательность уроков, основные разделы и виды работ, выполняемых на уроке, межпредметные связи и необходимое оснащение каждого урока. Не устанавливается единая и обязательная для всех форма тематического плана, так как она зависит от специфики учебных предметов и особенностей работы каждого учителя.

Непосредственная подготовка педагога к уроку заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. План урока (в отличие от тематического плана его иногда называют рабочим планом урока) необходим для каждого учителя, независимо от его эрудиции и опыта работы, поскольку в процессе составления плана педагог осуществляет прогнозирование будущего урока, готовит как бы его сценарий.

Не регламентируется объем плана урока, равно как и его содержание и структура. Начинающие педагога обычно составляют планы-конспекты уроков, опытные - ограничиваются подготовкой кратких и сжатых планов. И все же наличие подробного плана урока свидетельствует о продуманности учителем всех деталей предстоящего урока. Является ошибочным высказываемое некоторыми учителями мнение о том, что обращение к плану во время урока может отрицательно влиять на их авторитет у учащихся. Как раз наоборот: своим примером учитель должен учить своих питомцев работать по плану. Разумеется, поскольку каждый урок - это творческий акт, не следует фетишизировать план урока, который играет роль руководства к действию. В необходимых случаях, когда этого требуют конкретные обстоятельства, учитель вправе отступать от намеченного плана, с тем чтобы обеспечить максимальную эффективность урока.

При отборе содержания урока учитываются требования учебной программы по предмету, особое внимание обращается на его идейную сторону, научно-теоретическую и мировоззренческую направленность, логическую последовательность и точную дозировку, чтобы не перегружать урок и обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, умений и навыков.

Определение структуры урока проводится с учетом его типа и места в системе уроков. Задача этого этапа - установить оптимальные методы, приемы и средства обучения для каждого этапа урока, характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивная или поисковая), сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы их на уроке, отобрать и подготовить дидактический материал, эксперименты, наглядные, технические и другие средства обучения.

В подготовке педагога к уроку выделяют 3 этапа:

1. Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе - на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов. Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.

2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить, количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых, составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь (она определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока - планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.

3. Проектирование (планирование) - это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления - это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные Для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т.д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.

В плане педагога должны быть отражены следующие моменты:

· дата проведения урока него номер по тематическому плану;

· название темы урока и класса, в котором он проводится;

· цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;

· структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

· содержание учебного материала;

· методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

· учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

· задание на дом.

Особой подготовки требуют так называемые интегрированные уроки. Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков следующие:

· определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;

· тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей;

· моделирование (т.е. анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;

· тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;

· оптимальная нагрузка детей впечатлениями;

· привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: