double arrow

Перевоспитание и самовоспитание


Правильно организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию – когда учащийся освобождается от зависимости от воспитывающих его взрослых и свое «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, саморазвития. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.

Скрытый, невидимый характер, протекающих в личности процессов и длительность их завершающего формирования ставят как педагога, так и учащегося перед фактом появления неожиданных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, нужных для современной жизни. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать какие-либо качества и привычки поведения характеризуют процесс «перевоспитания». К понятию «перевоспитание» обращаются когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качестве личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях.

«Перевоспитание, понимаемое как вытравливание недостатков» уходит в прошлое. Еще К.Д.Ушинский указывал, что лучше всего дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурных. Любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществление самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование. Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание человек может самообразовываться. Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение», педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание, образование, обучение - лишь условия, средства пробуждения внутренних сил, способностей ребенка к развитию, приведения их в действие. Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.


Сейчас читают про: