Педагогика как наука о воспитании и обучении человека, формировании его личности, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы воспитания и обучения человека. Объект и предметпедагогики. Воспитание, обучение, образование, формирование личности как основные категории педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Система педагогических наук.
Методология педагогики как совокупность теоретических положений о познании и преобразовании педагогической действительности: принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, форм, методов и приемов организации педагогического исследования. Методы педагогического исследования как способы изучения педагогической действительности. Основные классы методов педагогического исследования: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.
Основные принципы выбора методов научно-педагогического исследования. Логика педагогического исследования.
Образование как социальный феномен. Возникновение образования и краткая история его становления. Движущие силы развития образования. Образование как педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Научные основы определения содержания образования. Теории формирования содержания образования. Критерии отбора и построения содержания образования. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования. Государственный стандарт образования, его содержание и структура. Документы, отражающие содержание образования, и их характеристика.