Терминологический минимум модуля. Бакалавр (лат. Baccalaureus – букв

БАКАЛАВР (лат. baccalaureus – букв. Увенчанный лавровым венком) – в большинстве стран первая ученая степень, приобретаемая студентом после освоения программ базового высшего образования (3 – 5 лет обучения в вузе). Во Франции звание бакалавра присваивается выпускникам полной средней школы и дает право поступления в вузы. В Российской Федерации с начала 1990-х гг. – звание окончившего вторую ступень высшего профессионального образования.

БАКАЛАВРИАТ – система и форма подготовки бакалавров, 4-летний курс обучения второго уровня в системе многоступенчатого высшего образования.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – высшая ступень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный на базе полного среднего образования, формально подтвержденный дипломом об окончании вуза, характеризующийся совокупностью систематизированных знаний, практических навыков и умений, личностных качеств, которые обеспечивают возможность решать профессиональные задачи в условиях научно-технического и социального прогресса.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в высших учебных заведениях. Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС ВПО) – нормативный документ, устанавливающий общие требования к основным профессиональным образовательным программам ВПО и условиям их реализации; общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем; академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания ВПО; общие требования к перечню направлений (специальностей) ВПО; порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) ВПО в качестве федерального компонента; правила государственного контроля за соблюдением требований данного стандарта.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС СПО) – нормативный документ, определяющий содержание и требования к подготовке специалистов в образовательных учреждениях системы СПО

ГОС СПО утверждается:

- в части общих требований к структуре среднего профессионального образования и образовательным программам среднего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему - Правительством РФ;

- в части государственных требований к минимуму содержания основных образовательных программ, уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям среднего профессионального образования, образцам документов о среднем профессиональном образовании, перечню специальностей, правилам государственного контроля за соблюдением государственного стандарта - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области среднего профессионального образования, по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения среднего профессионального образования.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС ПО) – нормативный документ, с помощью которого на государственном уровне осуществляется управление качеством профессионального образования; обеспечиваются гарантии членам общества, их конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках, с одной стороны, и удовлетворение персональных потребностей - с другой; создаются основы для разработки вариативных профессиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения образовательного процесса, организации аттестации образовательных учреждений и т.д., а также условия функционирования в России системы непрерывного образования.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – одно из ведущих направлений развития профессионального образования, пронизывающее все его стороны; взгляд на его преобразование с точки зрения нормализации отношений между обществом, государством и учебными заведениями, между руководителями всех рангов и педагогами, между педагогами и учащимися, студентами и между самими обучаемыми.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – разностороннее развитие этого вида образования, расширение перечня образовательных программ и систем обучения, обеспечивающих, в свою очередь, расширение номенклатуры, характера и содержания оказываемых образовательных услуг в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования, включая практическое (производственное) обучение.

ДИДАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – наука, предметом которой являются образование, обучение и воспитание учащихся в процессе теоретического обучения и производительного труда. Как теория образования, обучения и воспитания дидактика профессионального образования является частью профессиональной педагогики. Ее предмет - педагогические системы целостного образовательного процесса, включая цели, содержание образования, организационные формы, способы, средства, условия, благоприятствующие активному, творческому труду учащихся, их умственному и физическому развитию, внешние и внутренние факторы, обеспечивающие жизнеспособность дидактических систем.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и потому не вступающих в постоянный контакт с его педагогическим персоналом. Практикуется в двух формах, обычно комбинируемых в разных сочетаниях: 1) через переписку, в ходе которой педагог корректирует и контролирует освоение образовательной программы; 2) через средства массовой коммуникации (лекции, инструкции, индивидуальные консультации по телефону). Дистанционные технологии используются как в формальном, так и в неформальном образовании.

ЗАКОНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ – наиболее общие, существенные и устойчиво повторяющиеся связи между компонентами педагогических систем, процессов или ситуаций, позволяющих исследовать и описывать подготовку личности к профессии (например, закон опережающей роли воспитания, образования, обучения рабочих в повышении эффективности производства и экономики; закон соединения обучения с производительным трудом учащихся; закон достаточного разнообразия форм подготовки рабочих и др.). Законы профессиональной педагогики разработаны заслуженным деятелем науки РФ, действительным членом РАО С.Я.Батышевым. К ним относятся:

1. Знание типов производства, для которых осуществляется подготовка рабочих. По типу производства определяется производственный профиль рабочего.

2. Знание уровня механизации и автоматизации производственных процессов. По уровню механизации и автоматизации производственных процессов определяется содержание труда рабочих.

3. Знание степени непрерывности технологических процессов. По степени непрерывности технологических процессов определяются формы организации труда: коллективная и индивидуальная.

4. Знание состояния организации труда. По состоянию организации труда определяются обязанности рабочих.

5. Знание состава оборудования и применяемых в процессе труда предметов труда. По знанию состава оборудования и применяемых предметов труда определяется специализация рабочих.

6. Знание федерального и регионального компонентов содержания начального профессионального образования.

7. Знание основ взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся. Сущность этой подготовки заключается в том, что она охватывает как учебную, так и трудовую (внеучебную) деятельность учащихся.

ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, ориентированное на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к активному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мышления, способности к созданию нового материального продукта, духовного обновления личности и коллектива.

ИНСТРУКТАЖ – обучающая процедура, устанавливающая порядок и способы выполнения какой-либо задачи или задания; проводится компетентным лицом, осуществляющим руководство, учебной группой, или индивидуальным наставником (мастером). Включает ряд элементов: объяснение, беседу, демонстрацию приемов, показ наглядных пособий; подразделяется на вводный, текущий, заключительный И.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ – специальные эмпирические методы исследования в профессиональной педагогике, связанные с применением приборов, инструментов, аппаратов, предназначенных для изучения явлений и процессов, недоступных непосредственному восприятию и используемых с целью получения объективных количественных данных; получили широкое применение в исследованиях, связанных с формированием профессиональных умений, проблемами профессиональной ориентации и профотбора, профессиональной адаптации и т.д.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА – нормативный документ, содержащий социально-экономическую, производственно-техническую, социально-психологическую, психофизиологическую характеристику трудовой деятельности по специальности и требования к подготовке кадров.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦАЛИСТА – государственный нормативный документ, определяющий место специалиста в народном хозяйстве страны, основные требования к его общественно-политическим, мировоззренческим и профессиональным качествам, к знаниям и умениям, необходимым для успешного выполнения трудовых и общественных обязанностей в условиях современного производства.

КВАЛИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – система знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности широкого профиля (по смежным специальностям). Определяется диапазоном общетехнических знаний, навыков и умений и выражается в профессиональной мобильности специалиста.

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ – рабочий, владеющий сложной конкурентоспособной профессией, требующей специальной профессиональной подготовки, необходимого уровня общеобразовательных и общетехнических знаний, навыков и умений для выполнения работ средней и высокой степени сложности, предусмотренных в профессиональных характеристиках. Подготовка квалифицированного рабочего осуществляется в профессиональных учебных заведениях и длится от одного года до четырех лет.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ (лат. competens- соответствующий, способный) – владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – включает не только представление о квалификации (профессиональные навыки как опыт деятельности, умения и знания), но также развитые социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – совокупность профессионально значимых знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления нормативно одобренных способов педагогической деятельности, «обобщенных и закрепленных инструкциями, рассчитанных на абстрактного субъекта и усредненные условия» (В.Д.Шадриков). Виды профессионально-педагогической компетентности: 1) эгологическая - знание о себе; 2) педагогическая - знание пределов возможности вмешательства педагогики, знание психолого-педагогических основ воспитания и образования, владение навыками практической диагностики; 3) преподавательская - глубокое знание предмета и умение его преподавать.

КОМПЕТЕНЦИЯ – 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – альтернатива традиционному когнитивно-ориентированному образованию; особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при котором созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации себя. Центром тяжести (ядром) этой системы образования провозглашается личность обучаемого.

МОНИТОРИНГ (англ. Monitoring - напоминающий, надзирающий) –

1) Систематическое стандартизированное отслеживание во времени определенных процессов, показателей и социальных явлений, сопоставление результатов постоянных наблюдений для получения обоснованных представлений об их действительном положении, тенденциях развития. 2) Комплекс наблюдений и исследований, выявляющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека.

МОНИТОРИНГ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ – систематическое наблюдение, отслеживание и оценка состояния и результативности процесса профессионального обучения. Разработка прогностических мер на основе мониторинга в профессиональном обучении и их реализация направлены на обеспечение более высокого уровня и качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а значит, и мобильности обучающихся на рынке труда.

ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – отрасль педагогического знания, исследующая цели, средства, условия, возможности профессиональной подготовки молодых людей и закономерности развития и воспитания личности в условиях ее профессионального становления (профессионализации).

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ – 1) Система научных исследований качественного и количественного характера, направленных на выявление тенденций развития экономики и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития. 2) Метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего. 3) Предвидение определенных событий. Полное прогнозное исследование, как правило, включает следующие этапы: предпрогнозная ориентация; построение базовой прогнозной модели объекта; поисковое прогнозирование; нормативное прогнозирование; верификация поискового и нормативного прогнозов; корректировка прогнозов; разработка рекомендаций для планирования, программирования, проектирования.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ – 1) Предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. 2) Второй этап (за моделированием) детализации модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогические системы проектируются в форме квалификационных характеристик, профессиограмм, учебных планов ит программ, должностных инструкций, а педагогические процессы – в форме расписания, графиков контроля, графиков межпредметных связей, поурочно-тематического планирования.

ПРОФЕССИОГРАММА (лат. professio - постоянная специальность, служащая источником существования; гр. gramma - написание, запись) – это описание технико-технологических, экономических, правовых характеристик конкретной профессиональной деятельности и профессионально значимых медицинских, психологических, педагогических и социальных показателей и противопоказаний к работе в данной профессии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (лат. professio -официально указанное занятие, profiteor - объявлять своим делом; лат. compete - добиваться, соответствовать, подходить) – это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию. Критерием профессиональной компетентности является общественная значимость результатов труда специалиста, его авторитет в конкретной области знаний (деятельности).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА – ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся.

РАБОЧИЙ – работник, выполняющий труд, требующий начального профессионального образования, в основном исполнительского характера.

ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ – проявление демократических отношений педагога с обучающимися; соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в разных сферах деятельности; умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспитательных отношений; результат применения общечеловеческих принципов морали; показатель технологического уровня развития педагогического сознания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ – в соответствии с Федеральным законом № 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской Федерации устанавливаются Федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: