double arrow

Заключение. Анализ теории и практики сценарно-режиссёрской деятельно­сти по организации и проведению праздничных событий показывает

Анализ теории и практики сценарно-режиссёрской деятельно­сти по организации и проведению праздничных событий показывает, что найти путь к сердцу и разуму современников режиссё­рам театрализованных представлений и праздников непросто. Те­атрализованное действо как художественно-педагогическое явле­ние требует к себе серьёзного отношения.

Чтобы заинтересовать зрителя поднимаемой проблемой, выз­вать у него сопереживание происходящему, заставить думать, ана­лизировать, делать выводы, активизировать его на участие в те­атрализованном действе, сделав его на это время своим единомыш­ленником, режиссёру необходимо приложить немало усилий уже на первой ступени своей творческой деятельности - творческом процессе создания сценария. Сценарий является основой режис­сёрской деятельности - первым воплощением сценарно-режиссёрского замысла будущего театрализованного действа.

Создание сценария любой театрализованной программы требует не только профессиональных знаний, умений и навы­ков сценариста, но и его личных качеств, иначе говоря, требу­ет «всего художника». Таким образом, основным условием со­здания полноценного сценария театрализованного действа явля­ется сам автор как творческая личность. Создаваемое театрализо­ванное действо должно отличать авторское проникновение в ре­альную действительность, понимание им сущности обществен­ных отношений и яркая эмоциональная выразительность образ­ного решения жизненных противоречий.

Работа над созданием сценария театрализованного действа требует от сценариста всех его сил, энергии, воли, изобретатель­ности, нервов, бессонных ночей. Вместе с тем, основой творчес­кой деятельности сценариста выступает его социальная и твор­ческая активность, любознательность, работоспособность, стрем­ление к познанию окружающего мира и художественному преоб­разованию жизни.

Общую идейную направленность творчества сценариста оп­ределяют его гражданская позиция и мировоззрение.

Неравнодушное отношение к окружающей действительности, интерес к сценарному материалу, любопытство к возможностям его соединения и организации, самостоятельность и оригиналь­ность художественного мышления сценариста способствуют со­зданию художественного замысла будущего театрализованного действа, который явится следствием образного отражения реаль­ной действительности и определит всю его дальнейшую творчес­кую деятельность по созданию сценария.

Постижение законов художественного творчества и особенно­стей сценарной технологии помогут сценаристу выстроить сце­нарный материал согласно условиям зрительского восприятия и спрограммировать активное участие аудитории в театрализован­ном действе, что послужит созданию эффективного интеллекту­ального и эмоционального его воздействия на аудиторию.

Будущим специалистам необходимо помнить, что творчество сценариста-режиссёра предполагает, наряду с развитием сложив­шихся в обществе определённых традиций, предлагать их новое видение и осмысление, открывать и утверждать новые современ­ные подходы к отражению жизни во всём её величии, многогран­ности и противоречивости.

Синтетические действа, автором которых должен явиться бу­дущий режиссёр театрализованных представлений и праздников, требуют сочетания «факта жизни» и «факта искусства», слова и пластики, музыки и света, цвета и особой звуковой структуры до­кументального видеоряда и действий вымышленных персонажей, игровых и церемониально-обрядовых действий участников праз­дничных событий. Здесь могут аккумулироваться и вступать в ак­тивные взаимоотношения все виды искусства. Здесь возможна персонификация исторических мест и реликвий, создание реаль­ной и символической образности, использование масок и «живо­го» слова реальных героев, выступлений спортсменов и ростовых кукол, животных и техники. И все это многообразие сценарист должен организовать согласно своему сценарно-режиссерскому замыслу и направить в единое русло - целостную программу ху­дожественно-педагогического воздействия в условиях конкретной праздничной социокультурной ситуации.

В связи с этим неотъемлемой частью профессионального становления будущих режиссёров театрализованных пред­ставлений и праздников является формирование сценарной культуры, которая вбирает в себя «комплекс специальных тео­ретических знаний и практических навыков интеграционного ха­рактера, необходимых для профессионального регулирования воспитательных процессов в культурно-досуговой деятельнос­ти» (38, 60).

«В искусстве можно знать, не умея, но нельзя уметь, не зная, -на протяжении всей моей жизни я имел возможность десятки раз проверить этот нехитрый афоризм», - писал А.Д. Дикий, всегда с пренебрежением относившийся к тем, кто «все знает и ничего не умеет». Будущим режиссёрам театрализованных представлений и праздников следует запомнить, что «необходимыми условиями для появления умения служат знания и понимание». Умения, в свою очередь, являются результатом осмысления и адаптации получен­ной информации и вырабатываются в процессе закрепления тео­ретических знаний и практических навыков в ходе самостоятель­ной творческой деятельности.

Выделяют следующие показатели сценарных способностей, развитие которых способствует стимулированию сценарного твор­чества и формированию сценарных навыков и умений:

- формирование творческой наблюдательности, необходимой сценаристу для накопления и отбора жизненного материала, на основе которого строится драматургическая структура будущего сценария;

- развитие драматургической логики на основе общей теории драмы, необходимой в сценарной работе для выстраивания сю­жетного построения и событийной последовательности;

- стимулирование и развитие творческого воображения и об­разного решения театрализованного представления.

При этом все эти направления, стимулирующие сценарное творчество, должны быть скоординированы, согласованы и вза­имно соотнесены.

Таким образом, профессиональная палитра деятельности ре­жиссёров театрализованных представлений и праздников выдвигает перед будущими специалистами требования высокого уровня не только профессионального мастерства, но и общего развития.

В свою очередь, профессиональное мастерство, как известно, является результатом целостного процесса общего и профессио­нального развития и базируется на функционально общекультур­ной подготовке, высоком интеллектуальном уровне, широком кру­гозоре, нравственном и эстетическом потенциале личности.

Список использованной литературы

1.Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. Учебник для студентов филол. специальностей пед. ин-тов. Изд. 6-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1975. - 352 с.

2.Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.: Просвеще­ние, 1979.

3.Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. - СПб.: СПбГАК, 1995. - 64 с.

4.Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие. - М., 1998.

5.Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. (Над чем работа­ют, о чём спорят философы). - М.: Политиздат, 1980. - 255 с.

6.Аскеров А., Леонов М. Беседы об агитбригаде, - М.: Сов. Россия, 1985.

7.Баскин М.И. Музыка как выразительное средство театрализации / / Театрализация как творческий метод культурно-просветительной ра­боты. Сб. научных трудов ЛГИК. - Л., 1983.

8.Большая советская энциклопедия, т. 12. - М., 1973. - 593 с.

9.Борев Ю.Б. Эстетика. -4-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1988.-496 с: ил.

10.Велехова Н. Охлопков и театр улиц. - М., 1970.

11.Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений. -Л.: ЛГИК, 1977.

12.Волькенштейн В.И. Драматургия. Изд. 5-е. - М., 1969.

13.Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? - М.: Политиздат, 1989. -240 с.

14.Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работа. - М., 1983.

15.Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работы. - М.: Сов. Россия, 1983.

16.Генкин Д.М. Массовые праздники. Учебное пособие для студен­тов ин-тов культуры. - М.: Просвещение, 1975, 140 с: с ил.

17.Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные празд­ники и представления. (Учебно-методическое пособие). -М.: ВНМЦНТ и КНР, 1985.

18.Генкин Д., Конович А. Возможности использования художествен­ных выразительных средств в методике театрализации // Театрализация как творческий метод культурно -просветительной работы. Сб. ночных трудов ЛГИК.-Л., 1983.

19.Генкин Д., Конович А. Массовые театрализованные представле­ния. Учебно-методическое пособие ВНМЦНТ и КПР. - М., ЛГИК, 1985.

20.Генкин Д., Конович А. Сценарное мастерство культпросветра­ботника. - М.: Сов. Россия, 1984.

21.Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. -Л.: ЛГИК, 1972.

21а. Герасимов С. Воспитание кинорежиссёра. -М.: Искусство, 1978.

22.Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки Вахтангова. - М., 1957.

23.Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки К.С. Станиславского. - М.: Искусство, 1952.

24. Горький М. О литературе. - М., 1953.

25.Дмитриев Л.А. Тайны искусства. Законы телевизионной драма­тургии как законы творчества. Учебное пособие. - М.: ИПКРТиР, 1994.

26.Ершов П.М. Искусство толкования. В двух частях. Часть вторая. Режиссура как художественная критика. -Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997.

27.Ершов П.М. Искусство толкования. В двух частях. Часть первая. Режиссура как практическая психология. - Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997 - 352 с.

28.Ершов П.М. Сочинения: В 3-х т. / Отв. ред. В.М. Букатов. - М.: ТТО «Горбунок», 1991. - Т. 1: Технология актёрского искусства. - М., 1992. - 288 с.

29.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие. - М.: МГУК, 1998.

30.Завадский Ю.А. Рождение спектакля. - М.: Всероссийское теат­ральное общество, 1975.

31.Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. - М., 1978.

32.Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966.

33.Костелянец Б. Драма и действие. - Л., 1976.

34.Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. ака­демика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М.: МГУК^ 1998.

35.Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. - М., 1957.

36.Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Метод, пособие для ре­дакторов и методистов НМЦ. - М.: ВНМЦНТ и КПР им. Крупской, 1989.

37.Луначарский А.В. О театре и драматургии. - М., 1958.

38.Марков И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, ас­пирантов и студентов вузов культуры и искусств. - Краснодар: Изд. КГУ-КИ, 2004. - 408 с.

39.Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988.

40.Массарский СМ. Сценарий рождается в клубе. Пособие для работников клубных учреждений, КСК, ПК и О. - М.: Мин. культ. СССР ВНМЦНТ и КНР, 1988.

41.Массовые театрализованные представления и праздники: Сборник. -М., 1963.

42.Митта А. Кино: между адом и раем. -М.: Изд -во ЭКСМО-Пресс, Подкова, 2002. - 480 с.

43.Новикова Л.И. Дизайн в структуре эстетики. - Эстетика и произ­водство. - М., 1969.

43а. Новикова Л.И. Эстетическое в структуре научной деятельнос­ти. - В кн.: Художественное и научное творчество / Под ред. Б.С. Мейлаха.-Л., 1972.-С. 68-69.

436. Никифоров В.Н. О развитии художественных способностей личности. - В кн.: Эстетическое воспитание и социальный прогресс. -М., 1971.

44.Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М., 1960.

45.Осовцов СМ. Драматургия и театр в системе искусств: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУКИ, 2000. - 148 с.

46.Островский А.Н. О театре. - М., 1947.

47. Паперный 3.0 художественном образе. -М.: Госполитиздат, 1961.

47а. Паустовский К. Собр. соч., т. 2. - М., 1958.

48.Петров Б.Н. Спортивна- художественное представление на ста­дионе. Методические указания и рекомендации. - Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1988.

49.Поламишев A.M. Мастерство режиссёра: от анализа — к вопло­щению: Учебное пособие для высш. и средних спец. театрал, учеб. заве­дений. - М.: Искусство, 1992. - с: ил.

50.Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. Меж­дународное агентство «А.Д. и Театр». - М., 2000. - 384 с.

51.Пригожина Л.Г. Проблемы поэтической драмы и советский те­атр рубежа 1920-1930-х годов. Учебное пособие.-СПб.: ЛГИТМиК, 1991-

52.Рубб А.А. Пока занавес закрыт. - М.: Сов. Россия, 1987.

53.Рубб А.А. Эстрадная режиссура: теория и практика. Изд. 2-ое доп. и испр. Ч. 5. - М.: МКРФ РИПРИКиТ, 1996.

54.Сапегин Б.Е. Введение в режиссуру: Учебное пособие. - С-Пб.: С-ПбГАК, 1997.

55.Саруханов В.А. Агитбригада. Проблемы. Рекомендации. Сцена­рии. - М.: Профиздат, 1989. ~ 288 с.

56.Сидельников B.C. Образное решение агитпредставлений. - М.: Просвещение, 1981.

57.Силин А.Д. Массовые театрализованные представления и празд­ники: проблемы режиссуры, проблемы организации. - В кн. Очерки о клубной работе / Сост. А.К. Ворюбьёв, В.Н. Гагин. - М.: Советская Рос­сия, 1987. — 160 с. (Библиотечка «В помощь клубному работнику»; № 6).

58.Силин А.Д. Театр выходит на площадь: Специфика работы ре­жиссёра при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площад­ках. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. - 178 с.

59.Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-ми тт. Т. 3. - М., 1957.

60.Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-ми тт. Т. 4. - М., 1957.

61.Сценарное мастерство: кино-и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес (реферат книги Р. Уолтера). - М.: ИПКРТ и Р. - М., 1993. - 104-с.

62.Театр под открытым небом. Сборник. - М.: ВТО, 1969.

63.Театр под открытым небом: Сборник. - М., 1989.

64.Театр.-1977.-№11.

65.Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. - Л., 1980. - Т. 1, 2.

66.Товстоногов Г.А. Круг мыслей. - Л.: Изд. «Искусство», Ленинг­радское отделение, 1972.

67.Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. в 90 тт.. Т. 30. - М., 1951. - С. 18-19.

68.Чаплин Ч. Моя биография. - М., 1966. - С. 249.

69.Чехов А.П. Соч. Т. 11. - М., 1948.

70.Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М.: Сов. Россия, 1988.

71.Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представ­лений: История и теория. Учебное пособие для студентов институтов культуры. - М.: Просвещение, 1981.

72.Шароев И. Режиссура массового действа. - М., 1980.

73.Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представле­ний. - М.: Сов. Россия, 1980. - 152 с. - (Б-чка «В помощь сельскому клубному работнику», №7).

74.Шекспир В. ПСС. Гамлет. Т. 6. - М.: Искусство, 1960.

75.Шилов Н.П. Сценарное мастерство: Учебное пособие. - Челя­бинск: ЧГАКИ, 2000. - 56 с.

75а. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для сту­дентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование, труд». - М.: Просвещение, 1979. ~ 303 с.

76.Эйзенштейн СМ. Избр. произв. Т. 3. - М., 1966.

77.Эйзенштейн СМ. Избр. статьи. - М., 1956.

78.Эйхенбаум Б.М. О литературе. - М., 1987.

79.Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Педагогика-Пресс, 1998.-424 с: ил.

80.Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика!.. Научно-художе­ственная литература. Изд. 2-е / Оформл. Евг. Когана. - М.: Детская лите­ратура, 1977. - 223 с. с фотоил.

81.Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. - М.: Поли­тиздат, 1989.-447 с.

82.Ястребова Н.А. Материалистические основы системы Станис­лавского. Дис... канд. философ, наук. - М., 1953, л.180.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: