Экономические и внутриполитические проблемы

С к. XV в. обнаружились явные признаки ослабления централизованного государства Чосон. Феодальная общественная система, созданная в Коре реформами к. XIV – н. XV вв. разлагалась. Это негативно сказывалось на эффективности административной системы, и ослабляло обороноспособность страны. Численность и аппетиты бюрократии росли, возможности же государства обеспечивать ее должностными наделами продолжали уменьшаться. В 1556 пришлось ликвидировать должностные наделы. Тем самым во 2/2 XVI в. завершилась история служебного землевладения. Обратной стороной этих явлений стал рост частной феодальной земельной собственности. Правящий клан, столичная знать, чиновники в провинциях и уездах – скупали землю, проводили различные махинации с ведомственной собственностью, отбирали у слабых.

С сер. XVI в. в Корее начали возникать «храмы славы» (совон), посвященные памяти наиболее видных конфуцианских деятелей. Каждый из них сочетал в себе центр изучения и комментирования трудов данного деятеля, место проведения празднеств и церемоний, школу для местных детей. К н. XVII в. в стране было уже 102 храма славы, превратившиеся в важные органы пропаганды конфуцианства, а заодно – в политические клубы местных его сторонников. Создавались они отчасти на средства, полученные в дар от вана, но в гораздо большей степени – на пожертвования состоятельных жителей. Немалую долю их имущества составляла и земля, совон становились богатыми землевладельцами.

Следствием расширения частной феодальной земельной собственности и усиления эксплуатации являлось дальнейшее обезземеливание крестьян. Это, в свою очередь вызывало сопротивление, чаще всего путем подачи коллективных жалоб и протестов, бегством в глухие места или путем восстания.

Ухудшение положения страны вызвало обострение противоречий в среде господствующего класса. В политических кругах разгорелась острая борьба между столичной знатью, т.н. группировкой хунгупха – «заслуженных сановников», сторонников ортодоксального конфуцианства, и группировкой сарим – «неоконфуцианцев», отражавших интересы провинциального чиновничества. Они боролись между собой за власть и привилегии, а также спорили по вопросам управления страной. В конце XV в. группировка сарим в результате интриг противников была отстранена от власти, многие ее деятели казнены, отправлены в отставку, их имущество конфисковано.

Произвол группы хунгупха усилился после возведения на престол вана Ёнсана, жестокого тирана. Неуравновешенный и жестокий, он вел разгульный образ жизни и прославился тем, что приказал снести все здания в радиусе 30 ли вокруг Сеула, чтобы устроить охотничьи угодья. В 1498 и 1504 г. именно он приказал устроить зверские избиения конфуцианских ученых. Однако, когда казна опустела, Ёнсан стал захватывать земельные владения высшей знати, на которую прежде опирался. Это привело к заговору столичных чиновников и свержению Ёнсана с престола в 1506 г.

Власть осталась в руках высшей знати и новый ван, Чунъджон, тяготился засильем этой группировки хунгупха. Он приблизил к себе в 1515 г. нескольких молодых деятелей из группировки сарим во главе с видным конфуцианским философом Чо Гванджо. Но затем в 1519 г. Чо Гванджо и несколько десятков его соратников, обвиненные в покушении на власть вана, были казнены.

Соперничество двух группировок продолжалось и впоследствии с переменным успехом. И все же позиции сарим оказались более перспективными, так как ее поддерживали провинциальные чиновники, набиравшие силу, а также авторитет неокофуцианства. Во 2/2 XVI в. сарим заняла господствующее положение. Однако мир и стабильность длились недолго, вновь разгорелась борьба за власть, в ходе которой сложились крупные постоянные политические объединения-группировки (их называли «партиями»). Увлеченные борьбой за власть и препирательствами по пустякам, деятели этих «партий» уделяли все меньше внимания реальным потребностям государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: