Государства Северной и Южной Индии в XV – н.XVI вв

Политическая карта Северной Индии и Декана в XV в. отличалась чрезвычайной пестротой. В Дели спустя некоторое время после ухода Тимура началась борьба за власть между отпрысками династии Туглаков, но в 1414 г. укрепилась новая династия Сайидов, власть которого распространялась на небольшую территорию – область Дели, двуречье Ганга и Джамны и Пенджаб. В 1434 г. после заговора и дворцового переворота очередной правитель этой династии был сменен новой династией – Лоди. Первый из Лоди, Бахлул-шах (1451-1489) чтил многие обычаи своих соплеменников-афганцев – был прост в обращении, во время аудиенций не садился на трон, а спускался на ковер и сидел в окружении приближенных. Считаясь с притязаниями афганской знати и других мусульманских военачальников, он раздавал им щедрые земельные пожалования. Время его правления прошло в войнах за расширение пределов Султаната.

Его сын Сикандар-шах Лоди (1489-1517) пошел на дальнейшие уступки феодалам и не брал с пожалованных им земель никаких налогов в пользу государства. Одновременно он пытался держать в подчинении наместников и вассальных князей, создал довольно четко действующую службу информации. Большим влиянием при Сикандаре пользовались афганские военачальники. Сикандар-шах подчинил себе Джаунпур и Бихар, достигнув пределов Бенгалии. Он заложил крепость Агру, ставшую позднее, во 2/2 XVI в., блистательным городом, столицей Могольской империи.

Наследник Сикандара, Ибрахим-шах Лоди (1517-1526), пытаясь бороться с влиянием вассальных князей, провозгласил, что у падишаха нет родичей, есть только подданные и слуги. Поэтому афганские эмиры, которым когда-то разрешалось сидеть на ковре в присутствии султана, теперь должны были стоять у трона со скрещенными на груди руками. Многие могущественные эмиры предыдущего времени потеряли при Ибрахим-шахе земельные владения и влияние. Во времена его правления афганцы расселились по Северной Индии, и с их реальной силой считались уже ставленники-султаны.

Но ни внешнеполитические победы Ибрахим-шаха, ни его жестокие расправы с непокорными не способствовали прекращению мятежей феодалов. В своей ненависти к тирании Ибрахим-шаха некоторые из них даже установили связи с правившим в Кабуле тимуридом Захир уд-дином Мухаммедом Бабуром, убеждая его прийти в Индию и суля ему легкую победу. В 1526 г. Ибрахим-шах был разбит в битве при Панипате Бабуром, ставшим в Индии основателем новой династии – Моголов.

Это государство было создано в результате завоевания выходцев из Средней Азии, которых индийцы без разбора называли монголами (в индийском произношении – мугхал). Это наименование прилагалось и к падишахам династии, основанной Бабуром – в искаженной европейской передаче их называли Моголами, Великими Моголами.

История Южной Индии была связана с Делийским султанатом. Но власть султанов не была на юге долговечной. Уже в 40-х гг. XIV в., т.е. спустя 3-4 десятилетия после блистательных походов Ала уд-дина Хильджи, Декан был охвачен мятежами. В 1347 г. один из бывших делийских военачальников провозгласил себя султаном юго-западной части и был поддержан местными мятежными эмирами. Это образованное государство было названо по имени этого военачальника – государство Бахманидов. На протяжении всей своей истории Бахманидский султанат вел войны с соседним южноиндийским государством Виджаянагар. В бахманидской армии уже появилось огнестрельное оружие – мушкеты и артиллерия, завезенные служившими при бахманидском дворе европейскими наемниками. В 1460-е - 70-е гг. Бахманидскому султанату удалось нанести ряд поражений Виджаянагару.

Последние десятилетия XV и начало XVI вв. - время территориального распада Бахманидского султаната. Ряд местных правителей объявили себя независимыми, и султанат распался.

Относительно сильным государством в XV– н.XVI вв. был Гуджаратский султанат. Наместник Гуджарата, входившего в состав Делийского султаната, стал фактически независимым правителем, когда Тимур нанес смертельный удар Султанату в 1398 г. Этот наместник основал династию Танк (по названию этнокастовой группы, к которой он принадлежал). Династия Танк вела войны с Бахманидским султанатом. В сер.XV–н.XVI вв. в результате борьбы с независимыми феодальными владетелями в Гуджарате власть султана существенно укрепилась.

К югу от государства Бахмани, за р. Кришной, лежало индуистское государство Виджаянагар. Оно возникло ок.1336 г. когда два брата заложили город-крепость Виджаянагар и, действуя отсюда, распространили свою власть на всю южную часть Деканского полуострова. Важным исключением был Малабарский берег, который оставался независимым от материковых империй практически на протяжении всей истории до 2/2 XVIII в. Каждый порт на побережье представлял собой мелкое государство, а все вместе они играли большую роль в торговых связях Индии с Ближним Востоком, а с н.XVI в. - с Европой.

Другим исключением был крайний Юг, где сохранялось несколько мелких княжеств Пандьев. Они признавали сюзеренитет Виджаянагара, но непосредственно из центра не управлялись.

Уже с 1358 г. начинаются войны между Виджаянагаром и Бахманидами, которые длятся почти непрерывно до распада Бахманидского государства. В целом первые десятилетия своего существования Виджаянагар был на подъеме, но уже к сер. XV в. многие завоевания были потеряны, и государство находилось на грани распада. Но в 1505 г. появляется новая династия – Тулува, наиболее известным правителем этой династии стал Кришнадеварая (Кришна Райя) (1509-1529). Он превратил Виджаянагар в могущественнейшее государство, раздвинул границы до максимальных – завоевал даже Малабар. Упорядочил армию, укрепил финансовое положение государства, провел обмер земель и фиксацию повинностей. Его двор стал центром наук и искусств. От его времени осталось много красивых построек. Правление этого государя совпало со временем колониального проникновения португальцев в Индию.

Война, начатая португальцами в Индии, заставила их искать себе союзников против Гуджарата и других государств. Они пытались найти такого союзника в Виджаянагаре, зная о постоянной их вражде. Для переговоров в Виджаянагар был отправлен посол. Так была установлена связь между португальцами и Виджаянагаром. Кришнадеварая, отказываясь от помощи португальцам в борьбе с соседями, добивался от них монопольного права на покупку ввозимых в Индию лошадей, так необходимых Виджаянагарской армии. Это право было в конце концов ему продано за солидную сумму денег. По договору 1547 г. португальцы обязались поставлять Виджаянагару оружие, лошадей (их привозили из Ирана и арабских стран), медь, кораллы, киноварь, ртуть, китайский шелк в обмен на железо, селитру и индийские ткани. Португальцы помогли ему также улучшить литье пушек. Т.о. Виджаянагар стал не только самым сильным, но и самым богатым государством Декана н.XVI в. Внешняя торговля была предметом особой заботы.

Однако общая опасность, надвигающаяся со стороны Виджаянагара, заставила соседние государства объединить свои силы. 23 января 1565 г. в битве при Таликоте (или в битве на Кришне) они нанесли сокрушительное поражение Виджаянагару. Султан был убит, столица была подвергнута такому ужасающему разграблению, что в дальнейшем не подлежала восстановлению и была перенесена. Затем началась междоусобица, в результате которой правители большого государства стали марионетками в руках мелких князей. Государство распалось. Экономически более развитая Южная Индия после распада Виджаянагара в к. XVI в. стала испытывать значительные трудности и превратилась в объект нападения северных соседей и европейских колонизаторов.

ЭФИОПИЯ

1. Аксум

2. Династия Загуйе

3. Йикуно-Амлак.

4. Амдэ-Цыйон I и Давид I.

5. Зэра-Яыкоб

6. Бэыдэ-Марьям и Ылени.

7. Тридцатилетняя война.

Аксум

Название «Эфиопия» происходит от греческого слова «Айтьопия» и означает «страна людей с обоженными лицами». Оно есть и в Библии, именно отсюда слово взято для названия страны в самой Эфиопии. Другое название – «Абиссиния», таже встречается на географических картах, в европейских и арабких источниках.

Территория Эфиопии, на которой находилось государство Аксум, была заселена издревле. Примерно с XX по V в. до н.э. Эфиопское нагорье было в самом центре расселения кушитских племен, территория которых на севере достигала Египта, а на юге – Танзании. В V в. до х. э. на территорию современной Эфиопии переселяются жители Южной Аравии. Они участвовали в создании первого в Эфиопии государства (V–IV вв. до х. э.), о котором сообщают надписи на древнем южно-аравийском языке.

Приблизительно с I в. х. э. происходит процесс обособления новой этнической группы и обретения ею политической независимости от южно-арабских государств. В это время был основан г. Аксум и в нем размещена резиденция правителей. Тогда же с полным основанием можно уже говорить о новом государстве. Оно имело своими соседями большие государства Мероэ в Нубии и Сабу в Южной Аравии.

Период с I по IV в. называют дохристианским периодом Аксума. Он характеризуется в целом постоянным ростом экономического и политического значения государства и расцветом культуры.

Дошедшие до нас надписи аксумских царей повествуют о походах, покорении окрестных стран и народов. Из них мы узнаем, что во владения царей Аксума входили северные области нынешней Эфиопии и почти вся Эритрея. В итоге всех этих завоеваний создалась обширная держава, крупнейшая на Африканском континенте (после Римской империи). Аксум наряду с Римом и Ираном распространяет свое влияние на огромный Аравийский полуостров. Столицей государства был город Аксум. Крупнейшим торговым центром страны – порт Адулис.

Аксумский царь считался родным сыном или прямым потомком бога Махрема. Неизвестно, воздавались ли царю божественные почести еще при жизни, но после смерти его могила становилась предметом культа. Склепы аксумских царей до сих пор почитаются как религиозные святыни.

В период первого расцвета Аксумского царства его цари принимают высший титул нгусэ нэгэст, то есть царь царей. Этим подчеркивалось их высшее положение по отношению к подчиненным им правителям, показывалось превосходство над независимыми царями соседних стран: лишь император Римский, шаханшах Ирана и царь Северной Индии оказывались особами равного ему ранга.

Постепенно царь приобретает невиданную прежде административную власть. Его воля все больше становится законом, приравнивается к освященному обычаем правопорядку. В период расцвета Аксумского царства царь начинает вмешиваться в порядок передачи власти в вассальных владениях Аксума.

Царь являлся военным предводителем аксумитов и военачальником аксумского ополчения. В то же время он был верховным главой аксумской общины, принимал иноземные посольства и в общении с богами также выступал представителем всего народа.

Аксумское общество жило в основном натуральным хозяйством. Но в известных пределах развивались товарные отношения. Сравнительно высокое ремесло Аксума предполагает значительное разделение труда. Часть ремесленных изделий могла превращаться в товар и продаваться, на местных рынках. По-видимому, аксумский царь считался верховным собственником всех земель, но не известно, в какой мере он осуществлял это право. Вполне вероятно, что уже тогда появились наделы «царской земли», которые обрабатывали аксумские крестьяне, и урожай с которых поступал в царские зернохранилища.

В Древнем Аксуме существовало рабство. Однако не следует преувеличивать ни степени его развития, ни значения в жизни общества.

В III в. Аксум начинает чеканку собственной монеты. Причем аксумские цари сразу же пустили в обращение три металла: золото, серебро и медь (бронзу). Этим они поставили себя в один ряд с величайшими монархами тогдашнего мира.

Аксум вышел на арену мировой политики. Это становится совершенно очевидным в царствование Эзаны (325-375 гг.). Эзана был одним из выдающихся государственных деятелей и наиболее известным из царей Аксума. Он расширил свои владения вглубь страны, дойдя со своими войсками до Нила, он подчинил царство Мероэ в междуречье Белого и Голубого Нила, а также царства Южной Аравии – Химьяр, Райдан и Сабу. В его царствование была создана система слогового письма, которая сохранилась в Эфиопии до наших дней. Эзана ввел в своем государстве христианскую религию и заключил союз с Византией. В наиболее крупных городах, расположенных между Аксумом и Красным морем, были построены христианские храмы.

В VI в. Аксум представлял собой значительную политическую и экономическую силу на побережье Красного моря. Он энергично вмешивался в дела Аравийского полуострова. Этот век известен историкам как последний период могущества и пышного процветания Аксумского царства.

В борьбе между Византией и Персией за так называемую «дорогу благовоний» победительницей оказалась Персия. Аксум, утратив прежнее влияние в Южной Аравии и контроль над красноморским торговым путем, оказался лишенным чрезвычайно важного источника своего процветания.

В последующие два столетия мусульмане, перехватив инициативу у Персии, забрали в свои руки богатейший торговый путь. Они укрепили свои позиции на африканском побережье Красного моря, нанеся этим решающий удар Аксумскому государству.

Государство ослабело экономически, а вследствие роста могущества соседей оно лишилось и части своих территорий. Произошло также ослабление центральной власти. Вспыхнувшие в дополнение ко всему внутренние беспорядки нанесли Аксуму окончательный удар. Прежнее население страны, оттесняемое от побережья, перемещалось все более на юг, неся с собой вглубь континента свою цивилизацию, язык и религию – христианство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: