Социально-экономические отношения в XIII в

Установление в Северной Индии в XIII в. пришлой мусульманской военно-феодальной знати привело к изменениям в структуре господствующего класса. Верхний эшелон этого господствующего класса был представлен военной знатью, завоевателями и мигрантами. Ему противостояло местное население – и этнически, и в религиозном отношении. Эта знать не столько вытеснила местную элиту, сколько подчинила ее своему влиянию. В процессе мусульманских завоеваний часть местных феодалов-индусов была истреблена или потеряла свои владения. Часть земель местных индийских правителей перешла к завоевателям. Однако подавляющая часть земель оставалась за прежними владельцами при условии выплаты дани и несения службы. Т.о. уже в ранний период истории Султаната часть феодалов-индусов оказалась включенной в систему мусульманской феодальной службы. Принятие некоторыми индусскими феодалами ислама было символом признания своей вассальной зависимости от новоявленных правителей.

Большая часть захваченных мусульманами земель в северной Индии поступила в фонд земель халиса, которыми распоряжался, согласно шариату, верховный правитель – султан. Почти весь этот фонд оказался во владении ханов, маликов, эмиров, получавших от султана икта – обусловленное службой пожалование. Владельцы икта были известны как мукта (араб.форма) или иктадары (перс.форма), что букв. означало «имеющий икта». В икта на время жаловалась сама земля – населенные деревни, доли деревень, небольшие города, округа или даже области, но владелец икта не имел права распоряжаться этой землей. Он мог только присваивать в свою пользу часть хараджа. Формально икта не был наследственным владением, однако мукта всегда пытались превратить свои держания в наследственные и не связанные со службой земельные владения, известные как милк (собственность, владение) или инам (дар).

На протяжении XIII в. расширилась площадь возделываемых земель. Это было вызвано стремлением султанов подчинить независимые племена, населяющие джунгли вблизи от столицы. Известно, что Гийас уд-дин Балбан дал приказ вырубить леса в двуречье Ганга и Джамны и превратить их в поля и посевы. Политические катаклизма XIII в. не коснулись замкнутого мира индийской сельской общины – не было «сверхобложения», усиления налогового гнета, роста социальной напряженности. В городах торговля и вообще городская жизнь продолжали развиваться, несмотря на частые мятежи.

В целом же, образование в Северной Индии нового государства не означало создания новых общественных отношений, по-прежнему в стране господствовали феодальные отношения вотчинного типа, роль государственной верхушки была слаба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: