Как коллективная память работает у Хальбвакса

Хальбвакс выдвигает свою теорию коллективной

памяти как программу в «Социальных рамках памя,

ти». Для него ключ к расшифровке деятельности кол,

лективной памяти открывает и проблему локализации.

В воспоминании мы размещаем или локализуем обра,

зы прошлого в специфическом пространстве. Сами по

себе образы памяти всегда фрагментарны и условны.

Они не обладают целостным или связным значением,

пока мы не проецируем их в конкретные обстоятельст,

ва. Эти обстоятельства даются нам вместе с мнемони,

ческими местами. Поэтому воспоминание можно на,

звать процессом воображаемой реконструкции, в рам,

ках которого мы интегрируем специфические образы,

созданные в настоящем, в особый контекст, отождест,

вляемый с прошлым. Накопленные таким способом

образы не являются вызванными из реального про,

шлого, но только репрезентируют его. В этом смысле

они выражают собой сегодняшнее представление о

том, на что было похоже прошлое. Этот контекст, в

свою очередь, способствует оформлению этих репре,

зентаций, выдвигая на первый план стереотипы созна,

ния тех социальных групп, с которыми они ассоцииру,

ются. В качестве важнейших ориентиров для любого

размышления о деятельности памяти, они, в сущности,

раскрывают ее социальную природу. Коллективная

память — это сложная сеть общественных нравов,

ценностей и идеалов, отмечающая границы нашего во,

ображения в соответствии с позициями тех социаль,

ных групп, к которым мы относимся. Именно через

взаимосвязь этих отдельных образов формируются

социальные рамки (cadres sociaux) коллективной па,

мяти, и только внутри этой системы координат может

быть расположена индивидуальная память, если ей су,

ждено выжить.31

В связи с этим Хальбвакс прямо опровергал утвер,

ждение Фрейда, что все записанное в индивидуальной

памяти сохраняется в психике.32 Фрейд полагал, что

воспоминания являются осознанными фрагментами

целостных феноменов психики, лежащих на дне бес,

сознательного. Развивая этот аргумент, Фрейд уделял

особое внимание значению ложных воспоминаний, а

также тех образов памяти, которые всплывают на по,

верхность сознания во время сновидений. Воспомина,

ния для Фрейда также замещают собой нечто забытое,

что остается скрытым в бессознательном, или воспро,

изводится в искаженных формах, загораживающих

собой более глубокие воспоминания. Воспоминания, с

точки зрения Фрейда, являются ключом к пережива,

ниям прошлого, которые мы прячем от самих себя, но

которые, благодаря скрупулезным психоаналитиче,

ским методам, мы можем постепенно обнаружить.

Психика является словно энциклопедическим архи,

вом, при определенных условиях полностью доступ,

ным памяти человека.33 Хальбвакс оспаривал эту точ,

ку зрения. Размышляя о воспоминаниях, связанных с

его собственными сновидениями, он заметил, что об,

разы сновидений всегда изменчивы и неуловимы, так

как социальные рамки, сообщающие им стабильность

в состоянии бодрствования, оказываются во время сна

устраненными. Мы можем вспомнить образы наших

сновидений, утверждает он, но воспоминание во вре,

мя сна за пределами наших способностей. Убеждая са,

мого себя, он замечал, что, анализируя свои сновиде,

ния, он не смог, несмотря на все усилия, припомнить

ни одного акта воспоминания.34

Образы, наполнявшие глубины человеческого соз,

нания, которыеФрейд считал индивидуальными, были

для Хальбвакса коллективными образами социального

дискурса, открыто представленными в нашей повсе,

дневной жизни. Мнемонические места представляют

собой не хранилища индивидуальных образов, ожи,

дающих своего обнаружения, но точки конвергенции,

где индивидуальные воспоминания восстанавливают,

ся благодаря их связи с системой координат социаль,

ной памяти. Воспоминание всегда оказывается актом

восстановления, и способ, которым мы вызываем ин,

дивидуальную память, зависит от социального контек,

ста, к которому мы обращаемся. Мы причастны ко

многим социальным группам, которые соревнуются

между собой за нашу преданность. Для Хальбвакса

проблема памяти поэтому является проблемой соци,

альной власти. То, что мы помним, зависит от контек,

ста, в котором мы обнаруживаем себя и ту группу, с ко,

торой нам пришлось связаться. Глубина и форма на,

шей коллективной памяти отражают конфигурацию

социальных сил, соперничающих за наше внимание.35

Кроме того, эти концептуальные структуры соци,

ального воображения формируются во взаимодейст,

вии двух сторон памяти: стереотипов нашего сознания

и наших воспоминаний.36 Стереотипы сознания со,

держат в себе несметное число образов, к которым мы

настолько часто обращаемся, что самые сложные кон,

струкции коллективной памяти формируются совсем

незаметно. Воспоминания относятся к более опреде,

ленному опыту. Это образы, которые мы продолжаем

связывать с отдельными личностями и событиями.

Обе стороны памяти связаны с воображением или с

производством образов. Но стереотипные образы не,

осознанно повторяются, тогда как образы воспомина,

ний сознательно реконструируются. Стереотипы соз,

нания предполагают, что элементы памяти не подвер,

гаются рефлексии, словно предрассудки. В воспоми,

наниях мы ретроспективно реконструируем прошлое,

локализуя специфические образы в ясно оформлен,

ные мнемонические места. Взаимодействие этих двух

сторон памяти динамично и непрерывно. Следователь,

но, мнемонические места похожи на перекрестки до,

рог, на которых стереотипы нашего сознания и отдель,

ные воспоминания встречаются и формируют друг

друга. Если наше обращение к отдельному воспомина,

нию регулярно повторяется, его образность постепен,

но изнашивается. Оно также сводится к некоторому

идеальному типу и находит свое привычное место в

структурах коллективного воображения. Поэтому кол,

лективная память искажает прошлое так, что с течени,

ем времени некоторые личности и события остаются в

наших воспоминаниях, а остальное забывается. Таким

образом, «отдаленные рамки» отделяются от тех, что

«находятся ближе к середине». Другими словами, кол,

лективная память включает прошлое в свои структу,

ры, нанося на карту его черты, достойные запомина,

ния. Поэтому кажется, что она формирует свою образ,

ность вокруг пространственных ориентиров, релье,

фом проступающих на кругах восприятия.37

Процесс, посредством которого индивидуальные

воспоминания интегрируются в структуры коллектив,

ной памяти, Хальбвакс связывает с традицией. Тради,

ция и сохраняет, и модифицирует социальные рамки

памяти во времени. Этот процесс происходит так мед,

ленно, что накапливающиеся изменения незаметны

для тех, кто постоянно с этими рамками сталкивается.

Только историк, охватывающий взором отдельные ре,

презентации традиции на протяжении длительных пе,

риодов времени, в состоянии наблюдать изменения.38

Кроме того, существует понятное и объяснимое со,

противление этим неизбежным изменениям со сторо,

ны тех, кто погружен в традиции и укоренен.39 Поэто,

му защитники традиции должны, вероятно, поддержи,

вать ее мнемонические места посредством актов ком,

меморации.

Коммеморация, доказывает Хальбвакс, является их

целенаправленной попыткой остановить, или, по

меньшей мере, скрыть процесс медленного изменения

традиции. Коммеморативные мнемонические места

укрепляют стереотипы нашего сознания, пробуждая

специфические воспоминания о прошлом. Поэтому

коммеморация столь значима политически. Этот вид

деятельности увеличивает мощность мнемонических

мест, предоставляя возможность укрепить стираю,

щиеся со временем стереотипы сознания и сделать их

специфическую образность более доступной. Он обес,

печивает историков критерием, при помощи которого

они могут измерять, насколько репрезентации коллек,

тивной памяти меняются со временем.40 Кроме того, в

самом проекте коммеморации присутствует целена,

правленное структурирование времени и пространст,

ва, которое углубляет и подчеркивает естественную

тенденцию коллективной памяти избирать ограничен,

ное число запоминаемых мест и событий. Время—это

проблема памяти, так как не существует никакой об,

щей структуры времени, с которой все люди были бы

постоянно связаны. Человеческое время определяется

хронологическими системами координат, с которыми

соглашаются социальные группы, а их возможности

безграничны.41 Как замечает Хальбвакс, «каждая

группа останавливает время своим способом».42

Фактор пространства еще более наглядно связан с

коммеморацией. Здесь можно заметить поразитель,

ные связи между описаниями техник коммеморации у

Хальбвакса и методами классического искусства памя,

ти. Как и практикующие это древнее искусство,

Хальбвакс описывает атрибуты коммеморации через

понятия образа и места.43 Хотя сам он никогда не про,

водил эту ассоциацию с мнемотехникой классической

риторики, она, тем не менее, лежит в основе описы,

ваемого им процесса. Как и мнемотехники древности,

Хальбвакс полагает, что память является проблемой

ментальной географии, где прошлое, его незабывае,

мые места наносятся на карту нашего сознания.44 На

самом деле, именно исследование мнемонического

процесса, завершающегося политическими целями,

служит ему входом в историю.__

«Топография» Хальбвакса

ФИЛИПП АРИЕС:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: