Неконкурентоспособность продукции белорусской промышленности и сельского хозяйства определялась и второй объективной причиной - высокой энерго-, материало- и трудоемкостью, технико-. технологической отсталостью производства, несоответствием продукции требованиям мирового рынка по соотношению качество-цена.
Важным фактором глубокого и быстрого спада объемов промышленного производства - основной отрасли хозяйства страны -явился также высокий удельный вес продукции, производимой для военно-промышленного комплекса (ВПК). По имеющимся оценкам примерно 40—60 % продукции машиностроения Беларуси производилось для нужд ВПК. Распад СССР, распад Варшавского блока лишили многие заводы и фабрики Беларуси военных заказов и поставили перед ними сложную, требующую времени и больших средств для решения задачу конверсии - перехода на производство продукции гражданского назначения.
Нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как необходимость преодоления негативных последствий катастрофы на ЧАЭС. Экономический ущерб, причиненный Беларуси радиоактивным загрязнением более 20 % ее территории, оцениваемый в 235 млрд долларов США, или в 32 годовых бюджета республики 1986 г., требовал и требует ежегодного отвлечения больших средств, высоких затрат на минимизацию социально-экономических последствий катастрофы - до 20 % расходной части госбюджета.
Несомненно, сыграли свою негативную роль и субъективные причины - недостаточная активность в реформировании экономики, некомпетентность управления реформированием, отсутствие опыта работы в условиях суверенитета и рыночной экономики. Требовалось одновременно решать задачи по созданию новой законодательной базы, разработке эффективных механизмов преобразования отношений собственности, государственного регулирования в денежно-кредитной сфере, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. В общем, требовался системный подход к выработке и реализации государственной стратегии трансформации экономики.
Первой попыткой государственного управления трансформацией экономики стала одобренная Верховным Советом РБ в конце 1994 г.
Программа неотложных мер по выходу страны из экономического кризиса. Результаты принятых мер проявились уже в 1995 г. - темпы падения ВВП, объемов промышленного производства и сельскохозяйственного производства затормозились. Стабилизация и ежегодный прирост ВВП, объемов промышленного производства и товаров народного потребления начались с 1996 г. в ходе реализации Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. В этом периоде определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ - по мере вызревания объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление государственного контроля за процессами реформирования. В результате за 1996—2000 гг. ВВП увеличился на 36 % и приблизился к 89 % от уровня докризисного 1990 г., а объем промышленной продукции, определивший экономический рост страны, вырос на 65 % и превысил уровень 1990 г.
Важнейшим показателем, характеризующим макроэкономическую ситуацию в стране, является уровень инфляции. Это показатель здоровья экономики, ее температура. Именно инфляция, т. е. рост цен на товары и услуги аналогичного качества, свидетельствует о дестабилизации экономики, а очень высокие темпы роста цен - о ее кризисном состоянии. Инфляция - это еще и обесценивание национальной валюты, так как уровень инфляции играет определяющую роль по отношению к обменному курсу валюты. В свою очередь, согласно обратной связи, курс национальной валюты формирует инфляционные
ожидания в экономике.
Для оценки уровня и динамики инфляции используют показатель среднегодового уровня инфляции (в %), но гораздо чаще пользуются показателем ''индекс потребительских цен", который характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Именно пот показатель считается важнейшим для характеристики уровня инфляции и используется для анализа и прогноза ценовых процессов и экономике, для решения правовых вопросов, для пересчета ряда показателей системы национальных счетов из текущих в постоянные цены.
Динамика уровня инфляции в Беларуси в рассматриваемом периоде имеет сложный характер и отражает всю сложность и изменчивость макроэкономической ситуации в переходном периоде, зависящей как от объективных, так и субъективных факторов.
В 1991-1994 гг., когда ухудшались все основные социально-экономические показатели в стране, отмечалась самая высокая инфляция, точнее, гиперинфляция. Высокие темпы инфляции в этом периоде (например, прирост индекса потребительских цен в среднем за месяц в 1992-1994 гг. составил около 28 %, а в отдельные месяцы превышал 50 %), были обусловлены в основном процессами выравнивания внутренних и мировых цен в связи с возникшей открытостью экономики, и в меньшей степени - ростом совокупной денежной массы (к концу 1994 г. по сравнению с 1991 г. цены выросли в 7156 раз, а совокупная денежная масса - в 1213 раз).
Начавшееся в конце 1994 г. осуществление "Программы неотложных мер по выходу экономики Беларуси из кризиса", предусматривавшей жесткую денежно-кредитную политику, позволило, начиная с мая 1995 г. подавить инфляцию до 3-4 % в среднем за месяц.
Однако с 1997 г. инфляция вновь начала расти. Здесь также сказалось влияние целого ряда причин. Прежде всего следует назвать переход к экспансионистской денежно-кредитной политике - эмиссионному кредитованию жилищного строительства и АПК. Сыграли свою роль и события на валютном рынке, а именно финансовый кризис в России в августе 1998 г. В итоге в 1998 г. индекс потребительских цен составлял в среднем 9 % в месяц. В 1999 г. происходила дальнейшая активизация инфляции и главным образом за счет высокой кредитной эмиссии - в среднем рост рублевой денежной массы составил 9,5 % в месяц вместо намечавшихся 4,5-5 %, а также вследствие значительного роста цен на нефть. В результате среднемесячная инфляция составила 11 %. Возникла объективная необходимость в изменении денежно-кредитной политики, что и было реализовано в принятой в сентябре 1999 г. "Концепции валютной и денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 1999-2000 годы". Она предусматривала ограничение объема кредитной эмиссии, выход на единый курс национальной валюты, формирующийся на основе спроса и предложения, и др. меры. Осуществление намеченных мер позволило, наряду с укреплением национальной валюты, заметно снизить среднемесячную инфляцию в 2000 г.- до 6,3 %. Но намеченные параметры уровня инфляции (4,5-5 % в месяц) не были достигнуты, и остающийся высоким уровень инфляции продолжает оказывать свое дестабилизирующее влияние на все факторы социально-экономического развития страны.
К числу основных макроэкономических характеристик ситуации в стране относится показатель уровня и динамики доходов населения. Это индикатор степени экономического благополучия страны и важнейший показатель уровня жизни населения.
Для оценки реальных доходов населения рассчитываются денежные доходы населения текущего года и корректируются на индекс потребительских цен на товары и услуги. В состав денежных доходов включают оплату по труду всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, доходы от собственности в, виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также кредиты, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.
Приведенные в табл. 2 данные свидетельствуют, что в 1991-1995 гг. снижение ВВП сопровождалось существенным падением реальных денежных доходов населения - в 1995 г. они составили лишь 62 % от уровня 1990 г. С 1996 г. наблюдаются рост ВВП и повышение реальных денежных доходов населения, хотя и различными темпами. Так, в 1999 г. даже произошло снижение доходов по сравнению с предыдущим годом, а в 2000 г. - существенный (на 20 %) рост. В результате в 2000 г. реальные денежные доходы населения составили 105 % к уровню докризисного 1990 г., т. е. за 10 лет переходного периода страна по данному показателю смогла вернуться только на исходные позиции.
Динамика реальных денежных доходов является, безусловно, важнейшим показателем изменений в уровне жизни населения, но не единственным. Уровень жизни населения - очень сложная категория, и его оценка возможна только в результате анализа системы большого
29количества показателей и использования обоснованных методик их расчета. Так, для оценки уровня жизни населения по методике ООН используется 37 показателей. Но как уже отмечалось выше (см. стр. 5), для сравнения уровней социально-экономического развития стран ООН использует обобщающий показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
ИРЧП - это интегральный показатель, включающий три компонента, характеризующие развитие человека: уровень жизни, долголетие, образование. Уровень жизни оценивается величиной реального ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни по паритету покупательной способности (ППС) национальной валюты. Для измерения долголетия используется демографический показатель ожидаемой продолжительности жизни, а образованности - комбинация двух показателей: грамотность взрослого населения (с весом 2/3) и совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в соответствующей возрастной группе (с весом 1/3).
ИРЧП колеблется от 0 до 1 и рассчитывается по методике, предложенной экспертами ООН, как среднеарифметическое трех упомянутых компонентов индекса. Считается, что страна с ИРЧП ниже 0,5 имеет низкий уровень человеческого развития, от 0,5 до 0,8 - средний и выше 0,8 - высокий.
Динамика ИРЧП в Беларуси повторяет динамику основных ее макроэкономических показателей (см. табл. 3). В 1990 г. по ИРЧП Беларусь среди 174 стран мира занимала 40-е место и входила в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. Минимальные значения ИРЧП в рассматриваемом переходном периоде приходятся на 1995-1996 гг., когда страна перешла из группы высокоразвитых в группу стран со средним уровнем человеческого развития и опустилась до 62-го места. В 1997—2000 гг. идет медленный подъем, и в 2000 г. Беларусь поднялась по ИРЧП на 53-е место. Однако надо отметить, что переход с 57-го на 53-е место в 2000 г. связан не только с повышением ИРЧП (он возрос всего на один пункт, в то время как в России - на четыре пункта), но и в связи с тем, что из рейтинга были исключены из-за отсутствия достоверных статистических данных три страны, опережавшие Беларусь.
Таблица 3. Индекс развития человеческого потенциала в Беларуси
Индекс ожидаемой продолжительности жизни | 0,768 | 0,727 | 0,727 | 0,725 | 0,7230 | 0,715 | 0,716 |
Индекс уровня образования | 0,901 | 0,897 | 0,903 | 0,908 | 0,916 | 0,927 | 0,926 |
Индекс ВВп и ППС | 0,938 | 0,690 | 0,658 | 0,608 | 0,696 | 0,706 | |
Индекс человеческого потенциала ИРЧП | 0,869 | 0,711 | 0,763 | 0,771 | 0,778 | 0,782 | 0,783 |
Место, занимаемое Беларусью среди 174 стран мира по ИРЧП |
Тем не менее, Беларусь по ИРЧП среди постсоветских стран занимает четвертое место, уступая лишь Эстонии, Литве и Латвии.
Необходимо также пояснить встречающиеся в разных источниках различные значения ИРЧП по Беларуси за одни и те же годы. Это связано как с изменявшейся методикой расчета отдельных индексов (например, индекса дохода в 1999 г.), так и с использованием более современной информации о продолжительности жизни и уровне образования. По существу, идет постоянное совершенствование методов сбора информации, обеспечения ее сопоставимости, методов исчисления индексов и пр., в результате чего приводимые в глобальных и национальных отчетах значения ИРЧП нельзя абсолютизировать. Их можно использовать для определения, в каком направлении и насколько эффективно осуществляется развитие человеческого потенциала в той или иной стране.
Наиболее сильно экономический кризис переходного периода в Беларуси проявился в ухудшении такого макроэкономического показателя, как инвестиционная активность. _Е! 1.995 г. инвестиции в основной капитал, т. е. затраты на создание новых и реконструкцию
Национальный отчет о человеческом развитии '1998. С. 117 - Национальный отчет о человеческом развитии' 1999. С. 94 1 Национальный отчет о человеческом развитии '2000. С. 112 ' Звязда. 11 лшеня 2001 г. 1 1994 г.
31 5 действующих основных фондов экономики, составили лишь 38,5 % к уровню 1990 г. (см. табл. 2). И в отличие от уже рассмотренных макроэкономических показателей, в разной степени (но существенно) улучшившихся в 1996-2000 гг., инвестиционная активность начала возрастать только с 1997 г., а в 1999-2000 гг. вновь стала падать. В итоге объем капиталовложений в 2000 г. по отношению к уровню 1990 г. составил лишь 48,4 %.
Резкое падение инвестиционной активности в переходном периоде характерно для всех стран СНГ: в 1998 г. инвестиции в основной капитал в по СНГ составили к уровню 1990 г. 28 %, в России -26 %, в Украине -21 %, в Казахстане - 17 %, а в Беларуси - 55,6 %.
Инвестиционный кризис поразил в наибольшей мере производственную сферу. Удельный вес инвестиций производственного назначения в общих инвестициях в 1999 г. составил 53,9 %, в то время как в 1990 г. он составлял 68,6 %. Удельный вес капиталовложений в сельское хозяйство снизился за это время с 28,8 % до 6,1 %, а в машиностроение и металлообработку - основную фондообразующую отрасль хозяйства - почти в 2 раза. В период наибольшего спада инвестиционной активности (1992-1996 гг.) характерно наибольшее сокращение инвестиций в такие наукоемкие, экспортоориентированные и импортозамещающие отрасли, как радиопромышленность, электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение.
Не улучшалась, а оставалась неудовлетворительной технологическая структура капиталовложений. Если в развитых странах соотношение между объемом строительно-монтажных работ и затратами на оборудование составляет 10:90, то в Беларуси примерно 50:50. Это ведет к замораживанию и без того скудных средств в незавершенном строительстве. Так, на начало 2000 г. в республике было 22,4 тыс. объектов незавершенного строительства, на завершение которых при современных объемах финансирования по оценкам специалистов потребуется 25 лет.
В результате отмеченных процессов для страны стала характерной возрастающая негативная тенденция старения основных фондов в целом, производственных основных фондов - в особенности, и главное - их активной части. Так, в 2000 г. износ основных фондов в стране составил 59 %, в том числе их активной части, т. е. оборудования, машин и механизмов - 76 %, в т. ч. в промышленности - 79 %.
Инвестиционный кризис в стране носит трансформационный характер и важнейшими его причинами являются: спад производства и лишение внешних источников финансирования из союзного бюджета вследствие распада СССР; несовершенная налоговая, ценовая, денежно-кредитная политика и связанные с этим высокий уровень инфляции, финансовое неблагополучие предприятий, что в совокупности не создавало условий, предпосылок и стимулов для активизации внутренних инвесторов. К тому же неустойчивая макроэкономическая ситуация в стране, низкие темпы реформирования отношений собственности, несовершенная и нестабильная нормативно-правовая база не " способствовали инвестиционной привлекательности страны для внешних (иностранных) инвесторов.
Как известно, основными источниками внутреннего финансирования капитальных вложений в стране являются бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, которые формируются за счет прибыли и амортизации, и собственные средства населения. Естественно, что в условиях экономического кризиса все эти источники также резко уменьшаются, а высокая инфляция, неиспользуемые производственные мощности, падение платежеспособного спроса на товары и услуги не стимулируют ни к строительству новых объектов, ни к расширению и реконструкции действующих предприятий.
В то же время совершенно очевидно, что без структурной перестройки экономики, без реконструкции, модернизации и технического перевооружения предприятий дальнейший экономический рост невозможен. Но для этого по самым скромным подсчетам Беларуси необходимы ежегодно инвестиции в объеме 4-5 млрд долларов США. а на уровне самого благополучного 1998 г. они составили около 2 млрд долларов.
современных объемах финансирования по оценкам специалистов потребуется 25 лет.
В результате отмеченных процессов для страны стала характерной возрастающая негативная тенденция старения основных фондов в целом, производственных основных фондов - в особенности, и главное - их активной части. Так, в 2000 г. износ основных фондов в стране составил 59 %, в том числе их активной части, т. е. оборудования, машин и механизмов - 76 %, в т. ч. в промышленности - 79 %.
Инвестиционный кризис в стране носит трансформационный характер и важнейшими его причинами являются: спад производства и лишение внешних источников финансирования из союзного бюджета вследствие распада СССР; несовершенная налоговая, ценовая, денежно-кредитная политика и связанные с этим высокий уровень инфляции, финансовое неблагополучие предприятий, что в совокупности не создавало условий, предпосылок и стимулов для активизации внутренних инвесторов. К тому же неустойчивая макроэкономическая ситуация в стране, низкие темпы реформирования отношений собственности, несовершенная и нестабильная нормативно-правовая база не " способствовали инвестиционной привлекательности страны для внешних (иностранных) инвесторов.
Как известно, основными источниками внутреннего финансирования капитальных вложений в стране являются бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, которые формируются за счет прибыли и амортизации, и собственные средства населения. Естественно, что в условиях экономического кризиса все эти источники также резко уменьшаются, а высокая инфляция, неиспользуемые производственные мощности, падение платежеспособного спроса на товары и услуги не стимулируют ни к строительству новых объектов, ни к расширению и реконструкции действующих предприятий.
В то же время совершенно очевидно, что без структурной перестройки экономики, без реконструкции, модернизации и технического перевооружения предприятий дальнейший экономический рост невозможен. Но для этого по самым скромным подсчетам Беларуси необходимы ежегодно инвестиции в объеме 4-5 млрд долларов США. а на уровне самого благополучного 1998 г. они составили около 2 млрд долларов.
(платежи больше, чем поступления, сальдо отрицательное, валютные активы уменьшаются).
Наиболее часто при анализе платежного баланса используют показатели сальдо внешней торговли товарами и сальдо экспорта-импорта услуг в их отношении к ВВП, а также показатель отношения величины внешнего государственного долга к ВВП и объему экспорта товаров н услуг. Для Беларуси эти характеристики имеют особенно большое значение, так как республика имеет чрезвычайно высокий уровень открытости экономики. Если в качестве критерия открытости использовать отношение внешнеторгового оборота к ВВП, то, при среднем по странам мира показателе 38-40 %, в РБ в конце 90-х гг. внешнеторговый оборот составлял 115-120 % к ВВП, а в 2000 г. превысил 150 %. А это означает очень высокую зависимость экономики страны от мировых экономических процессов и от эффективности ее внешнеэкономической деятельности.
Учитывая, что Беларусь как независимое государство имеет еще небольшой опыт внешнеэкономической деятельности на государственном уровне, понятие внешнего государственного долга появилось лишь в 1999 г. (с принятием Закона "О внешнем государственном долге"), платежный баланс страны в переходном периоде анализировался, как правило, в упрощенной форме, ограничиваясь анализом внешней торговли.
Динамика торгового баланса Беларуси за 1990-2000 гг. (табл. 4) свидетельствует о том, что в переходном периоде страна имела нестабильную экономику. Начиная с 1991 г. быстро падали объемы внешней торговли и к 1995 г. экспорт товаров по сравнению с 1990 г. уменьшился почти в 7 раз, а импорт - более чем в 6 раз. При этом с 1993 г. сальдо внешней торговли товарами было постоянно отрицательным, и его величина возрастала (с -568,6 млн долларов в 1993 г. до -1,5 млрд долларов в 1998 г. и -1,1 млрд долларов в 2000 г.). В то же время сальдо экспорта-импорта услуг все эти годы было положительным и увеличивалось. Так, в 1995 г. оно составляло 182 млн долларов, в 2000 г. - более 500 млн долларов, что в некоторой степени выравнивало торговый баланс, но не могло сделать его сальдо положительным.
Излишне высокая степень открытости экономики Беларуси и увеличение отрицательного сальдо ее внешнеторгового баланса при резком сокращении товарооборота во многом объясняются объективными причинами переходного периода: общим спадом производства; унаследованной со времен СССР специализацией хозяйства на производстве продукции, базировавшейся на привозных из других регионов ресурсах и ориентированной в основном на вывоз в другие регионы СССР; высокой материале- и энергоемкостью продукции; превращением в связи с распадом СССР внутренних экономических связей во внешнеэкономические; ростом цен на сырье, материалы и энергетические ресурсы при падении платежеспособного спроса бывших республик СССР, ставших независимыми государствами; неконкурентоспособностью белорусских товаров на мировых рынках; отсутствием опыта самостоятельной работы на внешних рынках.
Таблица 4. Внешняя торговля Беларуси
(в млн долларов США)'
Год | Экспорт | Импорт | Сальдо | |||
Всего | В том числе в СНГ | Всего | В том числе в СНГ | Всего | В том числе в СНГ | |
32749,7 | 29697,4 | 34078,6 | 25587,4 | -1329,1 | 4110,0 | |
18346,7 | 16685,7 | 16642,7 | 14685,7 | 1704,0 | 2000,0 | |
3558,7 | 2364,3 | 3494,8 | 2651,5 | 63,9 | -287,2 | |
1907,1 | 1180,8 | 2538,7 | 1420,2 | -568,6 | -239,4 | |
2510,0 | 14578,5 | 3066,3 | 2091,6 | -556,3 | -613,1 | |
4803,2 | 3026,8 | 5563,6 | 3676,8 | -760,4 | -650,0 | |
5651,5 | 3763,6 | 6939,3 | 4570,1 | -1287,8 | -806,5 | |
7301,2 | 5378,9 | 8688,8 | 5817,0 | -1387,6 | -438,1 | |
7069,7 | 5160,2 | 8549,3 | 5554,5 | -1479,6 | -394,3 | |
5908,9 | 3621,6 | 6673,7 | 4288,8 | -764,8 | -667,2 | |
7331,0 | 4404,7 | 8492,4 | 6015,4 | -1161,4 | -1610,7 |
'Источник: БЭЖ. 2001. №3. С. 139.
Но не меньшую роль сыграли и субъективные факторы - медленное и непоследовательное реформирование экономики. Прежде всего Беларусь явно опаздывает с изменением структуры экономики в направлении уменьшения доли энерго- и материалоемких производств и увеличения удельного веса наукоемкой продукции с использовавших технологий У и У1 укладов, и поэтому ее внешнеторговый ".I ПИС очень зависит от политической и экономической ситуации в России, являющейся основным торговым партнером Беларуси по поставкам энергетических и сырьевых ресурсов и по сбыту производимой продукции.
Хотя Беларусь имеет торговые отношения более чем со 140 странами мира, на долю России в переходном периоде приходилось от 43 до 60 % внешнеторгового оборота Беларуси, от 40 до 65 % ее экспорта и от 45 до 60 % ее импорта. Естественно, что все колебания в сальдо внешней торговли товарами Беларуси связаны с изменением объемов ее торговли с Россией. Поэтому Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, предусматривающий совместные программы и проекты в различных отраслях промышленности, формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) с современными формами кооперации в производстве и кредитовании и другие мероприятия, должен стать мощным фактором улучшения торгового баланса страны.
В качестве важнейшего фактора выравнивания торгового баланса страны, как уже отмечалось выше, выступает положительное сальдо Беларуси в экспорте-импорте услуг. В значительной мере это связано с географическим положением страны, благоприятным для оказания | международных услуг транспорта, связи, деловых, строительных, информационных и др., а также тем, что включение во внешнеэкономическую сферу деятельности услуг требует значительно меньше первоначальных затрат, чем организация производства новых конкурентоспособных товаров.
Для Беларуси экспорт-импорт услуг является сравнительно новым, но очень перспективным направлением внешнеэкономической деятельности. В 1998 г. доля услуг во внешнеторговом обороте страны достигла 7,8 % (на мировом рынке этот показатель равен 20 %), в экспорте - 11,1 %, и в импорте - 4,9 % при положительном сальдо в 440 млн долларов.
Основным видом экспортируемых страной услуг являются транспортные. Их доля в общем экспорте услуг в 1998 г. составила 56 %. В свою очередь значительный удельный вес в экспорте транспортных услуг занимают автоперевозки.
Из экспортируемых деловых услуг в Беларуси видное место занимают услуги по транзиту и переработке нефти и транспортировке нефтепродуктов. Приносят доход также экспорт строительных услуг (с применением отечественных строительных материалов) и услуг связи. В то же время постоянное отрицательное сальдо характерно по статье "туристические услуги" - количество белорусов, выезжающих с туристическими целями в другие страны, более чем в 10 раз, превышает количество иностранных туристов, посещающих Беларусь.
Для сокращения отрицательного сальдо торгового баланса страны в течение всего переходного периода, но особенно с 1996 г., предпринимались различные меры. Разработаны и реализуются специальные государственные программы "Импортозамещение" и "Национальная программа развития экспорта", предусматривающие стимулирование экспортоориентированных производств и оптимизацию импорта, сокращение бартера и переориентацию экспортных потоков с восточного направления на западное, либерализацию внешней торговли (сокращение перечня квотируемых и лицензируемых видов деятельности, совершенствование таможенного режима) и т. п. В результате в 2000 г. объем внешней торговли Беларуси (включая услуги) по сравнению с 1995 г. увеличился в 1,64 раза, в том числе экспорт - в 1,72 раза, импорт - в 1,58 раза. В динамике сальдо внешней торговли также наметились положительные тенденции - в 2000 г. дефицит внешнеторгового оборота (с учетом услуг) по отношению к ВВП со-ставш1_1,5 % (в 1999 г. - 2,4 %, в 1995 - 4,4 %). Тем не менее проблема выравнивания торгового баланса в переходном периоде остается актуальной, и от ее успешного решения зависят темпы дальнейшего развития экономики страны, особенно возможности получения средств для активизации инвестиционной деятельности. Что касается динамики движения капиталов, то, как уже отмечалось, прямые иностранные инвестиции в экономику Беларуси незначительны. Имеет Беларусь проблемы и в получении иностранных кредитов. Поэтому среди стран СНГ и вообще всех стран с переходной экономикой Беларусь имеет самый незначительный внешний долг, но в то же время и ограниченные возможности использования внешних ресурсов для преодоления внутренних трудностей переходного периода. Всего за 1992-2000 гг. в экономику Беларуси было привлечено около 2,2 млрд долл. США иностранных кредитов под гарантию правительства.
Не всегда эффективное использование кредитов и не всегда своевременное их погашение в сочетании с изменениями возможностей получения кредитов определяли динамику внешнего долга страны. Так, максимум внешнего долга (более 2 млрд долл.) приходится на
3коней 1995 г. (20 % к ВВП). С 1996 г. величина долга снижалась. И в 1997 г. вся среднесрочная и долгосрочная внешняя государственная задолженность Беларуси составила 976 млн долл. США, в 1998 г. - 1011 млн долл., в 1999 г. - 886 млн долл.. в 2000 г. -812,5_млн д олл. США._ На 1.01.2000 г. внешний долг к ВВП составляют 8,6 % и к экспорту товаров и услуг - 13,4 % при критическом уровне данных показателей, составляющем (по оценкам Всемирного банка) соответственно 50 % и 250 %.
Вышесказанное означает, что по мировым меркам уровень внешнего долга Беларуси далек от критического и у республики есть потенциальные возможности выполнять принятые внешнедолговые обязательства, а также привлекать новые внешние займы под высокоэффективные валютоокупаемые проекты.
Заканчивая рассмотрение современной социально-экономической ситуации в стране, сделаем некоторые выводы:
•несмотря на сложности и трудности переходного периода, социально-экономическая ситуация в стране постепенно стабилизируется и отмечаются прогрессивные тенденции. Практически восстановлен экономический потенциал страны начала 90-х гг. В 2000 г. по ИРЧП Беларусь поднялась до 53 места в списке 174 стран мира (хотя в середине 90-х гг. опускалась до 62 места) и относится к группе среднеразвитых стран с объемом ВВП (по ППС) на душу населения 7700 долларов США;
•самым актуальным в 2002-2005 гг. становится обеспечение дальнейшего поступательного развития, которое невозможно без активизации инвестиционной деятельности, без снижения уровня инфляции, без роста реальных доходов населения, без выравнивания внешнеторгового баланса. В свою очередь, решение перечисленных макроэкономических проблем зависит от успехов в осуществлении структурной перестройки экономики, ее реформирования в рыночном направлении (ускорения процессов разгосударствления и приватизации, развития предпринимательства), от повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.
Все проблемы переходного этапа социально-экономического развития страны и намечаемые стратегические пути для их решения нашли отражение в утвержденной в 1997 г. Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, которая разработана в соответствии с принципами "Повестки дня на XXI век", принятыми на всемирном форуме по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Эта стратегия, которая должна обеспечить устойчивое, сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие страны до 2010 г., конкретизирована в показателях '"Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы", в "Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы", а также в целом ряде отраслевых республиканских научно-технических программ. Мы будем неоднократно обращаться к их рассмотрению в процессе изучения курса.
Литература
1. Беларусь: выбор пути. Национальный отчет о человеческом развитии 2000. Мн.. 2000. 121с.
2. Беларусь: государство, управление, человек. Национальный отчет о человеческом развитии 98. Мн.. 1998. 122 с.
3. Беларусь: ретроспектива и перспектива. Национальный отчет о человече-I ком развитии 99. Мн.. 1999. 105 с.
4. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. Мн.. НИЭИ Минэкономики РБ. 1997. 231 с.
5. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 1001 2005 годы. Мн.: Беларусь. 2001. 167 с.
6. Шимов В. Н. Экономика Республики Беларусь на рубеже столетий: итоги, прагнозы. направления развития // Белорусский экономический журнал. 2001.
Экономика Беларуси: тенденции и проблемы развития // Белорусская экономик. анализ, прогноз, регулирование. 2000. № 8. С. 2-56.