Современная экологическая ситуация в Беларуси и факторы, ее определяющие. Экологическая инфраструктура, состав, уровень развития и роль в сохранении и повышении качества окружающей среды. Региональные экологические проблемы и особенности формирования экологической инфраструктуры. Экологический каркас и его функции стабилизации экологической ситуации и обеспечения устойчивого развития страны.
Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь (НСУР), являющейся государственным долгосрочным прогнозом развития страны, предусматривается сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Это означает, что природно-ресурсный потенциал страны должен использоваться рационально, а качество окружающей природной среды не должно ухудшаться. Если точнее, то принятый экологический императив развития страны предполагает бережное использование невозобновимых ресурсов, обеспечение воспроизводства возобновимых ресурсов и поддержание (создание) комфортных условий жизни населения на всей территории. Для соблюдения этих требований необходимы: всесторонняя оценка сложившейся экологической ситуации, ее постоянный мониторинг, разработка и реализация мер по охране окружающей среды и рациональному использованию всех видов природных ресурсов. •* Экологическая ситуация в любой стране (регионе) определяется в основном тремя факторами: масштабами и структурой хозяйственной деятельности человека на данной территории; степенью уязвимости (или способностью к самоочищению) природного комплекса; уровнем развития экологической инфраструктуры.
Первый фактор, как правило, оказывает в современных условиях, решающее воздействие на качество окружающей природной среды, так как от него непосредственно зависят объем, состав и токсичность выбросов в атмосферу, жидких стоков и твердых отходов, поступающих в природные объекты, характер их воздействия на окружающую» среду.
Тесная связь воздействия на окружающую среду с масштабам хозяйственной деятельности иллюстрируется данными табл. 8. Он свидетельствуют о том, что социально-экономический кризис переходного периода, выразившийся в снижении объемов ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, уровня потребления (см. табл. 2) привел к улучшению экологической ситуации. Существенно уменьшился забор воды из природных источников, уменьшились поступления в окружающую среду загрязняющих веществ, сократилось количество нарушенных земель, увеличились площади лесных земель.
Отрицательное влияние хозяйственной деятельности без снижения ее объемов может быть существенно уменьшено, либо сведено на нет совершенствованием самого производства, экологизацией производственных процессов, использованием ресурсосберегающих мало- и безотходных технологий. Именно этот путь в мировой практике Признан самым эффективным для решения экологических проблем. О Некотором повышении уровня экологизации производства свидетельствует тот факт, что и после 1995 г. в стране при начавшемся росте ВВП, объемов промышленного производства, росте потребления, экологические показатели продолжали улучшаться (см. табл. 8).
Однако на сегодняшний день технический прогресс в производственной сфере не всегда обеспечивает необходимую степень эколого производственных процессов, и не всегда технически возможные варианты экологизации оказываются приемлемыми с экономикой точки зрения. В этих условиях экологическая ситуация мо-! выть улучшена, во-первых, благодаря грамотному использованию 5ностей природной среды к самоочищению (экологической территорий), а во-вторых, благодаря развитию экологической структуры. Разнообразие природных условий Беларуси определяет различуивимость ее природных комплексов. При слабой исследованной проблемы чаще всего отмечают, что в Поозерье. В частности, в Поозерье цикличность обмена ГО И энергии протекает достаточно активно. 57Центральная возвышенная часть Беларуси имеет межбассейновое водораздельное положение, и здесь большая подверженность водной плоскостной эрозии. Распространение лессовидных отложений определяет повышенную опасность линейной эрозии.
В Полесье мощная обводненная толща при высокой водопрово-димости водовмещаюших отложений глубоко реагирует на любые нарушения гидравлического и гидрохимического режима. Подземные воды здесь слабо защищены от поверхностного загрязнения. В целом этот регион имеет самые низкие возможности противостояния антропогенным нагрузкам.
Таблица 8 Показатели, характеризующие воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и использование природных ресурсов
| Показатели | 2000 г. к 1900 г. % | |||
| Забор воды из природных источников, млн.м3 | 63,7 | |||
| Из подземных источников | 89,4 | |||
| Сброс загрязненных сточных вод млн.м3 | 24,0 | |||
| Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух – всего, тыс. т. | 38,6 | |||
| От стационарных источников | 30,6 | |||
| От транспорта | 42,7 | |||
| Нарушено земель в связи с несельскохозяйственной деятельностью (на конец года), тыс. га | 36,1 | |||
| Из них отработано | 25,0 | |||
| Рекультивировано земель, тыс. га | 25,0 |
Учет способностей к самовосстановлению природных комплексов при территориальной организации хозяйственной деятельности позволяет существенно уменьшить природоохранные затраты, или точнее - затраты на создание, развитие и эксплуатацию экологической инфраструктуры.
Эк ологическая инфраструктур а - это совокупность природоохранных объектов, включающих в сеоя очистные сооружения и устройства всех типов и видов, специальные предприятия и цехи по утилизации отходов производства и бытовых отходов, по проведению рекультивации земель, зеленые насаждения городов и их зеленые зоны, водо- и полезащитные лесные полосы, защитные гидротехнические сооружения, заповедные территории, систему мониторинга качества среды, управленче-Ские оргструктуры по охране окружающей среды, научно-исследовательские организации с природоохранной тематикой.
По существу своему экологическая инфраструктура - это целенаправленно формируемая система защиты природы и человека от Негативного воздействия неэкологизированной человеческой деятельности. Необходимость и целесообразность ее создания в основном определяется экологическим несовершенством современных производственных и бытовых процессов, а также накопленными за предшествующий период нарушениями природного равновесия. Экологическая инфраструктура призвана предотвращать поступление в окружающую среду отходов, стоков и выбросов, либо нейтрализовать их воздействий. Поэтому уровень развития экологической инфра- • ируктуры в стране или в регионе - это, с одной стороны, показатель экологического несовершенства функционирующего здесь производства
Отмеченная меченная двойственность экологической инфраструктуры неоднозначность в подходе к оценке ее развития, а следовательно, и ее роли в природоохранной стратегии и тактике республики.
Основные производственные фонды по охране окружающей среды в Беларуси составляют около 2 % от всех производственных основных фондов республики. Большая часть основных производственных фондов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов - около 60 % их общей стоимости - сосредоточена в промышленности. Здесь они составляют около 2,5-3 % от обшей стоимости производственных фондов.
Анализ структуры производственных природоохранных фондов свидетельствует о преобладании основных фондов по охране и рациональному использованию водных ресурсов, удельный вес которых в общей стоимости природоохранных "фондов». На фонды по охране атмосферного воздуха приходится около 15 %, по вывозке отходов производства - менее 1 %. В состав фондов по охране и рациональному использованию водных ресурсов входят станции для очистки сточных вод (биологической, физико-химической, механической), системы оборотного водоснабжения, водоохранные зоны. Атмосфероохранные фонды - это установки для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов, а также контрольно-регулироврчные пункты автотранспорта.
Сложившаяся в республике структура природоохранных фондов отражает проводившуюся в течение многих лет плановой экономики и в течение переходного периода политику инвестиций в охрану окружающей среды, когда приоритет отдавался капиталовложениям именно в охрану водных источников (табл. 9).
В то же время, как свидетельствуют приводимые в научной литературе данные, экономический ущерб от загрязнения атмосферы существенно превосходит потери от загрязнения водных источников, что предопределило в последние годы увеличение доли вложений в атмосфероохранную инфраструктуру.
Определенное развитие в республике получила и специальная инфраструктура по охране и рациональному использованию земель, недр и минеральных ресурсов. К ней относятся противоэрозионные гидротехнические сооружения, защитные лесные полосы, оборудованные свалки, рекультивация земель и др. На эти мероприятия в настоящее время затрачивается все возрастающая доля природоохранных капиталовложений (15 % в 1990 г. и 23 % - в 1999 г.). Общие капиталовложения в природоохранную деятельность в Беларуси на протяжении последнего десятилетия снижались и не превышали 0,5 % от НВП, но доля их в общем объеме также существенно снижавшихся капиталовложений в народное хозяйство повысилась с 1 % в 1990 г. до 2,7-3, 1 % в 1998-2000 гг.
Безусловно, приведенные данные о величине капиталовложений и стоимости основных производственных фондов по охране окружающей среды далеко не полно характеризуют уровень развития экологической инфраструктуры. Во-первых, к стоимости основных проишодственных экологических фондов необходимо добавить стоимость основных непроизводственных фондов по охране окружающей среды, составляющих материально-техническую базу всей службы Мониторинга, управления, научно-исследовательских организаций. Это стоимость зданий, сооружений, оборудования учреждений Госкомприроды РБ, гидрометеорологической, санитарно-эпидемиологической и их служб и организаций по наблюдению, контролю качества окружающей среды, надзору за соблюдением природоохранного законодательства, по управлению природоохранной деятельностью, научноушвательских организаций в области охраны среды.
Таблица 9