Понятие о социально-демографическом потенциале. Оценка демографической ситуации в Беларуси и ее динамики в 90-х гг. Понятие о трудоресурсном потенциале. Динамика трудовых ресурсов и занятости населения. Безработица, ее динамика и география. Особенности расселения населения Беларуси и направления его совершенствования.
Социально-демографический потенциал - это воспроизводственные, трудовые и социально-культурные возможности населения стра-
I ны, определяемые его количеством и качественными характеристиками и выступающие как фактор социально-экономического развития
1^лраны. Одновременно оптимизация количества и повышение качества населения, т. е. улучшение его половозрастной структуры, здоровья и продолжительности жизни, повышение трудовой активности, образованности и профессиональной квалификации, рост благосостояния, обеспечение условий для всестороннего развития, выступают как цель | социально-экономического развития страны. Эта сложная взаимосвязь демографического и социального развития обусловливает необходимость комплексного рассмотрения демографических процессов и процессов формирования человеческого капитала, находящих свое выражение в интегральном показателе - индексе развития человеческого потенциала (ИРЧГТ).
|
|
Социально-демографический потенциал является динамичной Категорией, так как изменяется в результате действия демографических, социально-экономических и политических факторов. Современный социально-демографический потенциал Беларуси - это результат длительного исторического развития, но особенно - в последнем десятилетии XX в., ставшем переломным в демографическом, социально-экономическом и политическом развитии страны. Учитывая, ЧТО до изучения настоящего курса студенты уже прослушали курс "Географии населения Беларуси" в составе курса "География населения", в настоящей лекции дается лишь анализ современной демографической ситуации и использования трудоресурсного потенциала как факторов устойчивого развития страны, а в следующей лекции оглашаются проблемы повышения уровня и качества жизни населении кик условия и результата устойчивого развития.
Демографическая ситуация в Беларуси: в~90-'х" гг. прошлого века и н Начавшемся XXI в. характеризуется целым рядом неблагоприятных, которые в настоящее время рассматриваются как демографические угрозы безопасности страны и вызвали необходимость.
Принятия специального Закона "О демографической безопасности причислили Беларусь". К числу демографических угроз в Законе от-депопуляция, старение населения, нерегулируемые миграци-И1.1' процессы, деградация института семьи. Прогрессирующий процесс депопуляции - это результат особенностей демографической структуры населения в прошлые периоды (уже с конца 70-х гг. Беларусь не воспроизводит своего населения), а также последствий экологической чернобыльской катастрофы и социально-экономического кризиса 90-х гг. Современный низкий уровень рождаемости (в 2001 г. — 9,2 %о против 24 %о в 1960 г.), не обеспечивающий простое воспроизводство, обусловлен вступлением в наиболее активный детородный возраст малочисленных поколений детей "детей войны", а также сформировавшейся в условиях социально-экономического кризиса установкой на малодетную семью. Прогнозируется, что при современной низкой рождаемости (1,3 ребенка на 1 женщину) и высоком уровне смертности численность населения страны может сократиться вдвое через 53 года, при рождении 1 ребенка - через 24 года. В то же время границами демографической безопасности страны определена численность населения 7,5 млн чел., и рождаемость 2,14-2,15 ребенка на 1 женщину.
|
|
На социально-экономическое развитие страны существенное влияние оказывает состав населения по полу и возрасту. Основной тенденцией в изменении возрастной структуры населения Беларуси является его постарение. Так, доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 13,6 % в 1960 г., до 19,5 % в 1989 г. и до 21,4 % в • 2000 г. Их количество в 2000 г. превысило количество детей в возрасте I до 16 лет на 134 тыс. чел. Основная причина старения - резкий спад ко-I личества родившихся и уменьшение доли детей во всем населении.
И депопуляция, и старение населения более интенсивно протекают в сельской местности. Так, на начало 2001 г. в городах республики в пенсионном возрасте находилось 16 % всего населения, а в сельской местности - 33,2 %.
Старение населения резко повышает нагрузку трудоспособного населения пожилыми людьми и значительно увеличивает расходы на пенсионное обеспечение и сферу здравоохранения.
Одной из важнейших негативных демографических тенденций в Беларуси является рост заболеваемости населения, смертности и как следствие - сокращение ожидаемой продолжительности жизни. Начиная с 60-х гг. в стране постоянно увеличиваются количество умерших и общий коэффициент смертности. В значительной степени это связано со старением населения. Но в 90-х гг. проявилась новая неблагоприятная тенденция - высокая смертность населения в трудоспособных возрастах. Если в 1994-1998 гг. снижение численности населения происходило преимущественно за счет снижения рождаемости, то в 1998-2000 гг. - только за счет увеличения смертности. При (ТОМ доля трудоспособного населения в общем числе умерших, в 11'99 г. составила более 23 %, в том числе в городе - 31 %. Особенно невысокий уровень смертности отмечается у мужчин рабочих возрастов. Объяснение этих явлений, помимо ухудшения экономической ситуации и кризисного состояния экономики, связано с низкой ответ-' I ценностью населения за свое здоровье, с распространением вредного образа жизни. Курение, злоупотребление алкоголем, рост наркомании, нерациональное питание, пренебрежение физической культурой, психологические стрессы стали Дополнительными причинами распространения заболеваемости и преждевременной смертности, сокращения продолжительности жизни. В Беларуси в настоящее время один из |самых низких среди европейских стран показатель ожидаемой показатель продолжительности жизни. Максимальным в республике этот показатель был и 1968-1969 гг. - 72,9 лет, в 90-х гг. он опустился ниже уровня $-1959 гг. и в 1999 г. составил всего 67,9 лет (62,2 для мужчин и для женщин) при принятых в стране безопасных пороговых III и к-пнях для мужчин - 69 лет, женщин - 77 лет и типичной для раз-III м ч енропейских стран продолжительности жизни более 75 лет.
|
|
В этом же направлении действуют некоторые особенности современных миграционных процессов, которые демографически и экономически разорительны для страны. В частности, во внутренних миграциях вновь усиливается нерациональный миграционный поток из села в город, что усугубляет и без того сильную деформацию половозрастной структуры сельского населения (сокращение численности молодежи и рост лиц старших возрастов) и создает напряженность на рынках труда в городах. Организованное и стихийное переселение из радиоактивно загрязненных районов существенно ослабило социально-демографический потенциал ряда районов Гомельской и Могилев-ской областей и создало проблемы трудоустройства, обеспечения жильем и другими социальными объектами в местах расселения вынужденных переселенцев.
Внешняя миграция в 90-х гг. (особенно в начале) характеризуется положительным для республики сальдо в обмене мигрантами со странами постсоветского пространства и отрицательным - с остальным зарубежьем. За 1991—2000 гг. суммарное положительное сальдо со странами СНГ и Балтии составило 250,6 тыс. чел. За это же время разрешение на выезд в страны вне СНГ на постоянное место жительства получили 101,6 тыс. граждан Беларуси. Иммиграционный приток населения из постсоветских государств следует считать позитивным результатом, так как 2 из 3-х иммигрантов - в трудоспособном возрасте, с высоким уровнем образования и около 50 % из них - белорусы по национальности. Негативными для социально-демографического потенциала тенденциями стали отток из страны в государства вне СНГ (в основном в Израиль, США, европейские страны) трудоспособного молодого населения и высококвалифицированных кадров - так называемая "утечка умов", очень сильная в начале 90-х гг. и продолжающаяся до сих пор, а также увеличивающийся приток в страну нелегальных мигрантов.
По оценкам специалистов, на территории Беларуси находитеи 100-300 тыс. нелегальных мигрантов из стран СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Для большинства из них Беларусь -транзитное государство для последующей нелегальной эмиграции м страны Западной Европы. Тем не менее их присутствие в стране! ухудшает криминальную обстановку, они вносят существенный вклад, рост торговли наркотиками, людьми, человеческими органами, воровство транспортных средств и сбыт культурных ценностей.
|
|
Характерной для Беларуси стала также внешняя трудовая миграция. В страну, хотя и в небольших количествах, прибывают иностранные специалисты, а белорусы нередко ищут работу за рубежом. Гак, в 1995 г. в стране было зарегистрировано 225 иностранных специалистов, а за пределы страны в этом же году выехали на работу 1(|()2 белоруса. В 1998 г. количество белорусов, работавших за рубежом, достигло 3692 чел.
Важнейшей качественной характеристикой социально-демографического потенциала страны является ее трудоресурсный потенци- ■ возможности, способности к трудовой деятельности, которыми "иплдает население данной страны.
Количественно и качественно трудоресурсный потенциал оцени-Иется системой показателей: количеством трудовых ресурсов (трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и работающих под-I"" гков и пенсионеров), их половозрастной структурой, состоянием у ||ш шческого и психического здоровья, уровнем образования и квали-фикиции, трудовой активностью (степенью занятости), профессио-«||ЛЬной и географической мобильностью.
('овременная Беларусь располагает значительными по количест-| и I равнительно высокими по качеству трудовыми ресурсами, ос-
|.......,к> часть которых (95,1 %) составляет трудоспособное население
| г,неспособном возрасте. В 2000 г. трудоспособное население в и пособном возрасте составило 5,7 млн чел. (57,2 % всего насе-__ пиши I граны). За последнее десятилетие оно увеличилось на! 11.п чел. в основном за счет замещения поколений и по прогнозам ■Шишшстов будет возрастать до 2007 г. и его доля в общей численно- ^ пения страны достигнет 66,2 %. В дальнейшем (к 2015 г.) коли-",■■ ||>унеспособного населения сократится, так как в трудоспо-ИАнмИ шкраст начнут входить те, кто родился в первой половине к 11 (период резкого снижения рождаемости), а выходить - поко-11ННИ щи невоенных лет.
.....|сч гве трудовых ресурсов свидетельствуют следующие дан-
"!()()() г. средний возраст занятых в экономике составлял
.....I, ноля лиц в возрасте до 30 лет - 22,6 %, а после 50 лет -
■ ■ |» ми юнятых 41,2 % имеют высшее или среднее специальное иипиII 50,6 % - общее среднее и 8,2 % - базовое (неполное |ЙН»> I и1<|о юиание.
719Трудовые ресурсы Беларуси при сравнительной бедности природными и недостатке финансовых ресурсов являются основным ка-N питалом страны, а их эффективное использование - важнейшим фактором социально-экономического развития. К сожалению, использование этого фактора в условиях современной трансформационной экономики недостаточно эффективно.
В 2000 г. из общей численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте 72,6 % (4,1 млн чел.) были заняты в экономике, 1,7"% (или 96 тыс. чел.) официально зарегистрированы как без-Ц работные. Незанятое, или экономически неактивное население составляло 1,47 млн чел., или 25,7 % от трудоспособного населения в
трудоспособном возрасте. с™~"......
Эти данные свидетельствуют, с одной стороны, о сравнительно низком уровне официальной безработицы (здесь Беларусь выглядит лучше остальных стран с переходной экономикой), а с другой - о высоком уровне незанятого трудоспособного населения. По оценкам специалистов, главной причиной низкого уровня безработицы является высокая скрытая безработица (неэффективная занятость), а высокого уровня незанятого трудоспособного населения - так называемая теневая (незарегистрированная) занятость. Оба явления порождены кризисной экономикой, и к середине 2002 г. положение на рынке труда ухудшилось. Количество зарегистрированных безработных возросло до 115 тыс. чел., скрытая безработица увеличилась на 30 %, а количество вакансий уменьшилось на 15 %. Становятся угрожающими | масштабы теневой занятости - официально нигде не работают и не У учатся 837 тыс. экономически активных граждан страны.
Скрытая безработица - это в современных условиях гибкая форма занятости, выражающаяся в сокращении рабочего дня, недели, предоставлении работникам длительных неоплачиваемых отпусков, частичной остановке производства и позволяющая сохранить трудовые коллективы в расчете на подъем экономики. "Легализация" скрытой безработицы при отсутствии структурных изменений, небольшом спросе на рабочую силу и т. п. означала бы, что более 80 % безработных перешли бы в категорию "долгосрочных", т. е. не получали бы даже минимальной материальной поддержки в форме пособия по безработице. Социальные последствия такой ситуации вполне очевидны, поэтому полная легализация скрытой безработицы в сложившихся условиях нежелательна. Необходимо разумное регулирование процессов высвобождения рабочей силы с действующих предприятий.
Сокращение численности занятых закономерно в связи с реструктуризацией технически отсталых и экономически неэффективных предприятий. К 2005 г. прогнозируется усложнение ситуации с безработицей - занятость по стране уменьшится на 300 тыс. чел. при росте населения в трудоспособном возрасте за счет притока молодежи, родившейся в первой половине 80-х гг. Поэтому в настоящее время на примере одного из небольших городов Беларуси отрабатывается с участием ПРООН модель "поведения" органов государственной вла-'П1 в случае угрозы массовых увольнений. Это особенно важно для Гвх регионов и пунктов, где размещены отрасли и крупные предприятия, подлежащие реструктуризации. Таких предприятий, на которых;)-работает до 25 % экономически активного населения данного региона \л у (пункта), в Беларуси более 150, и около 34 % всех городских поселений имеют такие предприятия.
Как свидетельствует статистика (см. табл. 10), уровень безработицы по регионам Беларуси в связи со спецификой отраслевой структуры занятости в переходном периоде существенно колебался, а по данным мониторинга рынка труда, осуществляемого комитетом по 1 апятости, на 1.07.2000г. самый высокий уровень безработицы (в % к 11>удоспособному населению в трудоспособном возрасте) имели; в брестской области - Ганцевичский район (3,31 %), Витебской - По-I ганский (3,63 %) и г. Новолукомль (3,63 %), Гомельской - Светло-Горский (3,57 %), Гродненской - Сморгонский (3,92 %), в Могилев-I кой - Хотимский (3,1 %).
Что касается скрытой безработицы (неполной, неэффективной ни отгости), то наибольших масштабов она достигла в 1995 г., затем унизилась благодаря экстенсивному использованию трудовых ресурсом, но остается высокой (около 30 %) в промышленности и строительстве и может быть снижена только перейдя в легальную безработицу с соответствующими последствиями.
Увеличивающиеся масштабы теневой занятости, помимо того \ Что сокращают поступления налогов в бюджет, сопровождаются рядом негативных социальных последствий (снижается производительность труда, растут травматизм, смертность, заболеваемость.
Конечно, в обзорной лекции трудно охватить все современные проблемы, связанные с формированием и использованием социально-демографического потенциала страны, и принимаемые меры по ихрешению, но необходимо подчеркнуть, что человеческий капитал -основной перспективный фактор дальнейшего развития страны. Поэтому в Беларуси в последние годы много внимания уделяется выработке и реализации государственной демографической политики, нацеленной на сохранение и приумножение человеческого капитала. В частности, ближайшей тактической целью являются приостановка роста смертности, изменение негативных процессов в рождаемости, упорядочение миграции. До 2010 г. предполагается сокращение смертности вообще и особенно мужчин в трудоспособном возрасте. К 2015 г. предусматривается создать условия для режима воспроизводства населения, близкого к простому, при низкой смертности и постоянно растущей продолжительности жизни.
Таблица 10. География безработицы в Беларуси.
Уровень безработицы | |||||||||
Рб Области | 00,5 | 0,5 | 1,4 | 2,1 | 2,7 | 3,7 | 2,8 | 2,3 | 2,1 |
Брестская | 0,03 | 0,5 | 1,6 | 2,4 | 2,8 | 3,3 | 2,3 | 1,5 | 1,7 |
Витебская | 0,04 | 0,5 | 1,4 | 2,0 | 2,8 | 3,9 | 3,4 | 2,9 | 2,6 |
Гомельск. | 0,01 | 0,3 | 1,1 | 2,1 | 3,1 | 4,4 | 3,6 | 2,8 | 2,6 |
Гродненск. | 0,07 | 0,4 | 1,3 | 2,0 | 2,9 | 4,6 | 3,3 | 2,8 | 2,2 |
г Минск Минская | 0,07 0,08 | 0,7 0,7 | 1,1 1,9 | 1,1 2,6 | 1,6 3,7 | 1,9 4,6 | 1,7 2,8 | 1,5 2,3 | 1,4 2,0 |
Могилевск. | 0,02 | 0,3 | 1,4 | 2,6 | 3,3 | 4,1 | 3,1 | 2,9 | 2,6 |
Демографическая политика должна также в большей мере, чем до сих пор, учитывать региональные особенности как воспроизводства населения, так и обеспеченности трудовыми ресурсами. Вместе I тем, статистика и исследования в этой области свидетельствуют, что демографическая ситуация, обеспеченность трудовыми ресурсами и уровень их использования различаются не столько по регионам страны, сколько между городом и сельской местностью, а в городской и сельской местности - в зависимости от размеров поселений. Чем крупнее последнее, тем благоприятнее в нем демографическая ситуация и выше эффективность использования человеческого капитала. 11оэтому рассмотрим особенности расселения в республике, тем более, что уровень и качество жизни населения невысоки.
Беларусь только во второй половине XX в. из преимущественно аграрной страны превратилась в индустриальную с доминирующим городским типом расселения. Еще в 1940 г. доля городского на-Уления в Беларуси была чуть больше 20 %, сейчас - 70,2 %. Сеть и.и'пенных пунктов представлена 213 городскими (109 городов и 1Ы поселка городского типа) и 24 150 сельскими населенными пунктами. Густота сети населенных пунктов - более 117 поселений ни I гыс. км2.
Стратегия устойчивого развития, принятая Беларусью, предусматривает в области демографического развития целенаправленную трансформацию системы расселения и дифференцированную региональную демографическую политику. В расселении принят переход от модели равномерной системы расселения к поляризованной. В соответствии с ГСКТС^Беларуси, урбанизированный каркас, формирующийся наГ базёопорных городов национальной системы расселения и зон их влияния, охватывает 18 % территории страны - 27 ее административных районов (см. табл. 17). Определяющую роль в предлагаемой системе расселения должны играть Минск (город европейского значения), пять областных центров (города национального значения), 11 городов регионального значения, 7 прочих городов - опорных центров национальной системы расселения.
Литература
1. Закон Рэспублш Беларусь "Аб дэмаграф1чнай бяспецы Рэспублш Беларусь"// Звязда. 5 лютага 2002 г.
2. Манак Б. А., Антипова Е. А. Экономико-географический анализ демографической ситуации и размещения населения на территории Республики Беларусь. Мн.:БГУ, 1999. 292 с.
3. Манак Б. А., Анцтава К. А. Насельнщтва I працоуны патэнцыял Рэспублш Беларусь: Вучэб. дапам. Мн.: БДУ, 1998. 67 с.
4. Население Республики Беларусь: статистический сборник. Мн.: Министерство статистики и анализа РБ, 2001.
5. Шрожшк I. I. Насельнщтва Беларум \ дэмаграфгчныя працэсы // Беларусь на мяжы тысячагоддзяу. Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2000. С. 242-251.
6. Шахотько Л. П. Население Беларуси на рубеже веков // Белорусский г>ко> 1 номический журнал. 1999. №1. С. 23-33.