Государство Корё

К концу IX в. территория обширного прежде силлаского государства распалась на уделы. Раздачи государственной земли чиновникам и духовенству, а также возникновение независимых земельных владений привели к постепенному ослаблению центрального правительства. В этот же период резко ухудшилось и положение крестьянства, что привело к масштабным крестьянским выступлениям (896 г., возле столицы Кёнжу, действовали повстанцы, носившие для отличия красные штаны). Часто восстания крестьян сливались с антиправительственными выступлениями "сильных домов". Все это вместе взятое заставляло центральную власть искать правителя, способного подавить и сепаратистские выступления, и народное движение.

Во время междоусобных войн возвысился один из представителей местной знати – Ван Гон, который стал объединителем страны и главой государства, переименованного в 918 г. в Корё. Последний силаский ван в 935 г. добровольно отказался от власти в пользу Ван Гона и уже в 936 г. объединение страны завершилось.

Основными задачами Ван Гона стали – укрепление собственной власти и объединение страны. Признав за земельными владельцами их права на землю и крестьян, Ван Гон потребовал, с их стороны, признания его политического и военного главенства. Это привело к выражению добровольной покорности со стороны большинства крупных землевладельцев. Некоторых из них Ван Гон был вынужден подчинять и военной силой. Однако в правление и самого Ван Гона, и его преемников, раздробленность еще не была полностью преодолена. О складывании централизованного государства можно говорить лишь только по отношении к концу X века. Реальной основой такого централизованного государства стала верховная собственность на землю, определенная законом 976 г. о наделении чиновников полями и пустошами – закон о чонсиква.

С утверждением государства Корё этот закон восстанавливал государственную собственности на землю, причем условность держаний усиливалась. Наделы чонсиква, выдаваемые за службу чиновникам, состояли в праве сбора в свою пользу государственного налога, полагавшегося с определенной территории, причем при изменении служебного положения заменялся и надел. На тех же основаниях выделялись наделы для содержания государственных учреждений, пенсионные наделы для вдов и детей чиновников, для военных поселенцев. Этот закон предусматривал занесение всех земель в общегосударственный кадастр. Надел давался пожизненно, т.е. владение было условным. Принятие закона о чонсиква послужило основой складывания структуры централизованного государства Коре.

Частные земли были представлены дарственными землями, полученными в награду за заслуги – такие наделы передавались по наследству. Частными были также земли, подаренные буддийским монастырям. Правители Корё стремились ограничить рост частного землевладения, и пока в государстве сохранялась внутренняя стабильность, им это удавалось. С ослаблением государства частный сектор земель резко увеличивался.

Крестьянские земли назывались минджон. Они закреплялись за крестьянами, но оставались собственностью государства, которое могло менять наделы, отбирать их и т.п. Государство стремилось уравнять размер наделов и не допускать захвата их чиновниками. Основные формой эксплуатации крестьянства был поземельный налог. При Ван Гоне он был установлен в размере 1/10 урожая, но уже в конце X в. повысился до четверти. Существовал также и подворный налог, вносимый тканями или другими предметами (пеньковые холсты, ткани, звериные шкуры, рыба и т.п.).

Помимо налогов, существовал ряд повинностей, - трудовая, воинская, извозная и др. нести службу в войске. Арендная плата, которую платили крестьяне, арендующие земли у частных владельцев, могла доходить и до половины урожая.

Государственный аппарат был реорганизован: созданы главные центральные правительственные учреждения по 6 основным отраслям управления; установлено административное деление всей страны на 12 областей и 10 провинций с подразделением областей на округа и уезды. Хотя на протяжении всей истории Корё в аппарате управления много раз проводились реформы, наиболее существенные были проведены в сер. XI в. при ване Мунджоне (1047-1082), когда в основном и сложилась административная система. Был создан огромный чиновничий аппарат, определены и максимально унифицированы штаты всех учреждений и четко расписаны по рангам и степеням все должности в государстве. В общей сложности в центральном аппарате Корё насчитывалось 150-170 учреждений, известно более 500 должностей, которые были заняты 2,5 тысячами чиновников.

Основу военной организации составляла всеобщая воинская повинность государственных крестьян (сословие янин – "добрых людей"), считавшихся военнообязанными от 16 до 60 лет. Мобилизованные крестьяне использовались как для военных целей, так и для всевозможных работ по строительству дворцов, крепостей, каналов, дорог и пр. Крестьян, находившихся в армии, содержали односельчане. Обычно 4-5 дворов выделяли одного солдата для непосредственной службы, а остальные содержали этого солдата и его семью. Существовало также сословие чхонин ("презренных или подлых" людей),– зависимых людей, принадлежавших как частным лицам, так и государственным учреждениям. Армия Корё состояла из соединений, делившихся на отряды, которые имели единую организацию и возглавлялись чангунами. Для общего руководства имелся коллегиальный орган – Чунбан, состоящий из командиров крупных соединений и их заместителей. Военных чиновников насчитывалось ок. 4 тыс.

Положительным результатом образования единого государства стали успехи в борьбе против внешних завоевателей, какими были, в частности, кидани. Предприняв три попытки наступления на Корею (993, 1011, 1018г.), кидани оставили попытки завоевать Корё и установили с ним дипломатические отношения.

Наибольшего расцвета Корё достигло в XI в., особенно, как уже указывалось, при ване Мунджоне (1047-1082). Но уже с начала XII в. явно обозначились признаки ослабления централизованного государства Корё. Основной причиной этого были захваты государственных земель знатью, буддийскими монастырями и чиновниками. Из-за непомерного роста числа чиновников встал вопрос о прекращении выдачи им служебных наделов, поэтому материальное благосостояние и статус чиновничества стал падать. Владельцы уделов стали создавать крупные вооруженные отряды.

Борьба внутри правящего сословия за власть, за влияние на правительство вана, за земельные владения, вылилась в борьбу:

а) между столичной знатью и провинциальной,

б) между духовной знатью и светской,

в) между чиновными и военными людьми.

Под предлогом начала активной борьбы с чжурчжэнями знать северо-запада страны потребовала перенесения к ним столицы страны (в Согён, совр. Пхеньян). После отказа со стороны правительства они подняли в 1135 г. мятеж и объявили о выделении самостоятельного государства. Это резко обострило обстановку в стране и привело к усилению междоусобной борьбы. Правительственные войска во главе с видным государственным деятелем Ким Бусиком в 1136 г. взяли Согён штурмом и жестоко подавили мятеж. Это было победа сторонников укрепления государства. Однако во 2/2 XII в. вновь обострились отношения противоборствующих группировок.

Одновременно страну буквально захлестнула волна крестьянских восстаний (Ман И, Ким Са Ми, Хё Сима и др). Фактически подобное наслоение крестьянских восстаний на мятежи знати привело к ограничению или сведению на нет власти правителя-вана очередным представителем какого-либо знатного дома.

В 1196 г. реальную власть в стране захватил полководец Чхве Чхунхон, создавший как бы собственную, параллельную династию правителей. До 1258 г., т.е. до самого монгольского завоевания, страной управляли он сам и его потомки, а ваны обладали лишь номинальной властью. Чхве Чхунхон много сделал для укрепления внутриполитической стабильности и успешно предотвращал выступления своих возможных противников, однако крестьянские восстания продолжались. К тому же в течение 1216-1218 гг. кидане трижды вторгались на полуостров, но каждый раз, терпя поражение, отступали. В этих условиях над страной нависла угроза монгольского вторжения, но об этом – в следующем семестре.

Внешняя торговля шла в основном за счет купцов, сопровождающих прибывающие в Корё посольства. Т.о., иностранные купцы посещали страну нечасто, но зато очень большими группами – до нескольких сотен человек. Основным внешнеторговым партнером был сунский Китай. Традиционный корёский импорт состоял из драг. металлов, женьшеня, шелка, фарфора и бумаги: главным потребителем импорта был ванский двор. Из Китая вывозились также книги буддийского и конфуцианского содержания, художественные произведения.

В идеологической области доминировали конфуцианство и буддизм. Вся система образования и подготовки кадров чиновников находилась под влиянием конфуцианства. Помимо высшей конфуцианской академии существовали казенные и много частных школ, созданных конфуцианцами по собственной инициативе.

Буддизм в период Корё достиг наивысшего расцвета. Буддийская церковь располагала огромными богатствами, пожертвованными ей ванами и частными лицами. В отличие от периода Силла, в Корё монахи принимали активное участие в политической жизни страны, их вооруженные отряды участвовали в борьбе за власть.

Высокого уровня достигли в Корё гуманитарные науки. Имелось специальное ведомство по составлению исторических сочинений. Были созданы такие выдающиеся произведения как "Самкук саги" Ким Бусика (исторические записи трех государств) и "Самкук юса" (Забытые дела трех государств) Ирёна. Было издано ксилографическим способом 6 тыс. томов Большого свода буддийских сутр; в XIII в. начал применяться металлический шрифт.

Буддизм продолжал стимулировать развитие изобразительного искусства, особенно скульптуры. Знаменит был также корёский фарфор. Высокого уровня развития достигла дворцовая и парковая архитектура.

Таким образом, в предмонгольский период, к XIII в., государство Корё достигло значительных успехов в культуре и социально-политической организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: