Япония в III-VI вв

Япония – древнее, самобытное островное государство, заселение которого продолжалось на протяжении многих веков. Этническая история страны связана с 5 компонентами. Это айны, индонезийский элемент, восточноазиатский элемент, корейский и собственно японский. К VII в. эти элементы смешались и образовался относительно однородный массив жителей японских островов. Позже интенсивно проходила китайско-корейская иммиграция, которая связала родственными узами Японию с населением материка.

Основными занятиями жителей в последние века до н.э. и в первые века н.э. было земледелие и ремесло. В земледелии распространилось рисосеяние, сухие участки шли под просо, коноплю, тутовник. Жители умели добывать медную руду, выплавлять бронзу, развивалось ткачество. Люди жили в крупных земледельческих поселениях (до сотни землянок). Из рядовых селян выделялась знать, выполнявшая организаторские функции. Земля первоначально принадлежала общине, или клану, а пахота оставалась в распоряжении сельских дворов. Луга, лес, неудобные земли находились в общественном пользовании очень долго. Постепенно лучшие пахотные земли стали подпадать под контроль сильных кланов (включая царский). Эту пахоту, в сущности, частную, обрабатывали общины, или корпорации ( бэ ), несвободных. Первые корпорации комплектовались из местных земледельцев, рыболовов, охотников, утративших связи со своими кланами, последующие - из заморских переселенцев. Так исходные ресурсы - земля и особенно люди - стали объектами конкурентной борьбы между кланами, рядовыми и царскими. Перехватить инициативу частного присвоения, заменить ее государственной и предстояло реформам Тайка, о которых будем говорить позже.

Каждый клан существовал довольно независимо на своей территории (земле). Выделение клана правителя (царского) стало поворотом к политической власти (ок.III в.). Клан правителя-царя правил при помощи "советников" - лидеров сильных, разветвленных кланов. В ходе процесса сложения государственности появились "владыки округов" и "управляющие областями" - обычно те же вожди местных кланов, но уже уполномоченные царем на управление несколькими "землями" или несколькими округами. Воцарение очередного претендента на пост правителя зависело от воли наиболее могущественного клана в царском окружении: такой клан поставлял царской фамилии жен и наложниц, назначал наследника. С 536 по 645 г. такую роль играл клан Сога. Правитель являлся прежде всего сакральным вождем, возводившим свою родословную к главной богине Синто Аматэрасу, символом единства режима Ямато (старинное наименование Японии). Резиденции царей Ямато располагались с сер. VI в. в Асука, поэтому 2/2 VI и VII вв. получили название "периода Асука".

Если говорить о внутренней политике царей Ямато, то она была направлена на частичное объединение страны и идеологическую подготовку единовластия (закон из 17 статей, 604 г.). Кроме того, в 552 г. ими же была введена новая религия - буддизм. Буддизм нанес мощный удар по представлениям, замкнутым в пределах каждого клана, унифицировал религиозные, моральные, эстетические идеи, проникнув во все разделы общественной, культурной и художественной жизни.

Во внешней политике цари Ямато сосредоточились на двух направлениях: походы против айнов на севере (589) и регулирование отношений со странами Корейского полуострова и Китаем. Япония неоднократно воевала с соперничавшими корейскими государствами, они же обращались к Японии за помощью против друг друга. С Китаем отношения носили, в основном, дипломатический характер, характер посольств. Цели посольств обозначены в японской летописи - "Нихонги"(720) - первоначально - получение почетных званий, подарков, позднее - ознакомление с ситуацией на континенте и заимствование любых подходящих новшеств.

В целом, период раннего средневековья для истории Японии имел огромное значение и определил задачи этой страны на будущее - объединение и урегулирование отношений с Китаем и Кореей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: