При прямом пуске двигатель включается непосредственно в сеть (рис. 9.1), для чего вручную (при ручном управлении) или при помощи аппаратуры (при автоматизированном пуске) замыкают контакты К1 и К2..
Рис. 9.1. Прямой пуск двигателя: а – схема пуска; б – пусковая диаграмма
По Правилам Регистра, прямой пуск электродвигателей допускается при условии, что номинальная мощность двигателя не превышает 0,5 кВт, т.е. Р ≤ 0,5 кВт.
Такое ограничение мощности объясняется тем, что при прямом пуске пусковой ток якоря двигателя превышает номинальный в десятки раз.
Причина больших пусковых токов – отсутствие противоЭДС обмотки якоря в момент пуска, когда якорь неподвижен. Такие токи вызывают ухуд-шение коммутации вплоть до возникновения кругового огня на коллекторе, а также провалы напряжения сети, нарушающие нормальную работу остальных приемников электроэнергии.
Допускаемые по условиям коммутации значения пусковых токов
не должны превышать номинальный более чем в 2,5 раза.
Уменьшить пусковые токи можно двумя способами:
1. увеличить при пуске сопротивления цепи обмотки якоря (реостатный пуск);
2. уменьшить при пуске напряжение на обмотке якоря.
Рассмотрим поочередно эти два способа.