Понятие «модель» и «моделирование»

Внедрение системной парадигмы в географию в 1960-х годах способствовало распространению методов моделирования при изучении территориальных систем (ТС).

Термин «модель» широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений.

В широком смысле под моделью понимается абстрактное описание (образец) того или иного явления реального мира, позволяющее делать предсказания относительного этого явления.

В логике под моделью понимается материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об исследуемом объекте.

В соответствии с данным определение моделирование представляет собой процесс построения, изучения и применения моделей.

Процесс моделирования включает три элемента:

а) субъект (исследователь);

б) объект исследования;

в) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

При моделировании изучаемый объект, явление, процесс заменяется другой вспомогательной или искусственной системой. Закономерности и тенденции, выявленные в процессе моделирования, затем распространяются на реальную действительность. Моделирование облегчает и упрощает исследование, делает его менее трудоемким и более наглядным. Кроме того, оно дает ключ к познанию таких объектов, которые не поддаются непосредственному измерению.

Вопрос о необходимости и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, что модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть оригиналом), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала.

Универсальными принципами моделирования являются:

А) подобие (аналогия) и системность – они диалектически увязаны друг с другом;

Б) анализ и синтез – обязательны для системности при моделировании;

В) выделение в изучаемом объекте главного, наиболее существенного;

Г) постоянное соотнесение модели с конкретным объектом;

Д) возможность эксперимента - изучая различные варианты и пути воздействия различных процессов и факторов можно составлять много моделей одного и того же объекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: