Важным фактором развития транспортно-коммуникационного комплекса территории (рассматриваемого как совокупность всех отраслей транспорта и связи рассматриваемой территории) является ого пространственная организация (взаимоположение инфраструктурных элементов в геопространстве). Поскольку нитраты на создание путей перемещения постоянно возрастают, важно определить критерии развития сети, причем выбор критерия полностью определяет конфигурацию сети. Поскольку в реальной жизни необходимо учитывать также объем перемещений, т.е. различие между населенными пунктами по грузо- и пассажирообразующей базе, созданы две группы моделей, учитывающих данный фактор.
Первая группа моделей рассматривает ситуацию большого города и пригородной зоны. Вторая группа - ситуацию с равномерным размещением населенных пунктов одного ранга.
В теме 5 уже рассмотрены модели первой группы известные как модели Иоганна Коля и Уолтер а Айзарда.
Ко второй группе моделей, рассматривающей транспортные сети в районах с равномерным расселением (сельская местность) относится модель немецкого математика Мартина Бекмана.
|
|
Главным условием при подобном моделировании является обеспечение транспортных связей всех населенных пунктов территории при минимизации затрат на создание сети перемещений и времени на перемещения. Мартин Бекман показал, что проблема решается созданием сотовой транспортной системы, в которой каждый населенный пункт расположен в углах шестиугольников и соединен с тремя ближайшими населенными пунктами. В этом случае, соединение всех населенных пунктов между собой достигается с затратами в половину меньшими, чем при других способах организации транспортной сети.
Знание отраслевой и пространственной структур транспортных (коммуникационных) сетей позволяет решать две группы прикладных проблем:
1) использования сетей для транспортировки грузов;
2) строительства новых участков сети (развития сети).