Понятие нововведение (innovation) широко используется в современной науке. В экономическую науку он был введен Й. Шумпетером в его работе «Теория экономического развития» (1912 г.), для объяснения причин и способов динамических изменений в экономике. В качестве основных инноваций Й. Шумпетер рассматривал новые, продукты, новые ресурсы, новые технологии и организацию производства, а также новые рынки сбыта, то есть все то, что влияет на процесс производства и продажи товара или услуги, позволяя получать дополнительный доход по сравнению с состоянием рыночного равновесия.
Различая «изобретения» и «нововведения», Й. Шумпетер проводил разницу между изобретателями, т.е. людьми, открывающими новое, и предпринимателями, как людьми, внедряющими новое с целью получения прибыли.
В географии понятие «нововведение» трактуется значительно шире. Под нововведением понимается любой новый объект, явление или процесс для данной территории (независимо от его характера или происхождения - новый вирус или заболевание, новая популярная мелодия, новый товар и т.д.), а диффузия нововведений трактуется как процесс распространения нововведений в геопространстве, имеющий определенные причины, закономерности и последовательность.
Смысл изучения диффузии нововведений заключается в предсказании времени появления и особенностей распространения какой-либо новации в пределах изучаемой территории (например, новой модели компьютеров в России). Соединяя экономическое понятие нововведения с географическим понятием диффузии нововведения мы можем получить экономико-географическое определение диффузии нововведений.
Под диффузией экономических нововведений следует понимать распространение новых товаров и услуг, новых экономических идей и моделей поведения, новых технологий и организации труда, новых факторов производства в геопространстве (в пределах изучаемых территорий).
Целью соответствующих экономико-географических исследований является изучение и прогнозирование данных процессов.
Приоритет в изучении процессов диффузии нововведений принадлежит шведскому географу Торстену Хегерстранду (The propagation of innovation waves. Lund, 1952; Migration and area. Lund, 1957). В этих работах была заложена типизация процессов диффузии нововведений (ПДН), волновая природа и стадиальность ПДН, разработаны методики имитационного моделирования ПДН и проведены прикладные исследования ПДН применительно к миграциям населения. Рассмотрим основные идеи Т. Хегерстранда и его последователей.