Этапы и волновая модель диффузии нововведений

Т. Хегерстранд выделил четыре этапа (стадии) диффузии нововведений (рис. 35Б).

На (рис. 35А) показана зависимость между расстоянием от центра распространения новации и количеством акцепторов (т.е. людей, воспринявших данную новацию).

В течение первой стадии количество акцепторов в центре распространения достигает 70%, в то время как на полупериферии - около 20%, а на периферии - 10%.

В течение второго этапа (распространения) - количество акцепторов на полупериферии и периферии резко возрастает (соответственно до 55% и 45%).

В течение третьего этапа (накопления) количество акцепторов равномерно увеличивается по всей территории.

В течение четвертого этапа (насыщения) - выравнивается по всей территории (от 85% до 90%).

Пример. Рассматривая данную модель применительно к распространению новой конфигурации компьютера на территории России, можно предположить, что в течение первого этапа максимальный объем продаж будет зафиксирован в Москве и Санкт-Петербурге. В течение второй стадии - в областных центрах по всей территории страны, в течение третьего этапа количество продаж выровняется и начнет снижаться, а в течение четвертого этапа весь российский рынок будет насыщен данной конфигурацией.

Впоследствии американский географ Р. Морилл ввел в модель Т. Хегерстранда дополнительную временную координату и получил волновую модель диффузии нововведений (рис. 36).

Р. Морилл обнаружил, что распространение нововведений во времени в различных населенных пунктах (более центральных или менее центральных) будет иметь различную структуру.

В центре распространения инноваций количество акцепторов будет плавно нарастать со слабовыраженным пиком на четвертый год после начала распространения инновации.

В следующем населенном пункте (В) новация начнет распространяться позже, но пик распространения будет выражен очень резко.

В пункте С начало распространения новации сдвигается более чем на год, по сравнению с пунктом А.

Пик распространения также сдвигается на год, а затухание волны выражается не так резко, как в предыдущих случаях.

Наконец в пунктах Д и Е новация начинает распространяться лишь тогда, когда пик ее распространения в центре уже закончился.

На рисунке рис. 36 хорошо видна волновая структура процесса распространения новаций, которая и дала название данной модели.

Накопление и обработка информации в соответствии с волновой моделью позволили Т. Хагерстранду перейти к созданию имитационных моделей, имеющих высокую прогностическую способность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: