Модель Т.Хегерстранда имеет следующие условия:
1. Модель учитывает шесть основных элементов процесса диффузии нововведений:
· территорию, на которой распространяется инновация;
· время, в течение которого осуществляется процесс;
· источник инновации (инноватора);
· инновацию;
· акцептора;
· траекторию перемещения.
2. Территория, на которой развивается процесс диффузии, принимается однородной и разбивается на правильную сеть с ячейками, в каждой из которой может находиться лишь один акцептор;
3. Время разбивается на равные интервалы, в течение каждого из которых может состояться лишь одна передача инновации от каждого источника новаций к акцептору;
4. Источник инновации первоначально находится лишь в одной ячейке в центральной части территории;
5. Инновация представляет собой сообщение, не встречающее препятствий и воспринимаемое акцептором таким образом, что к следующему интервалу времени (этапу передачи новации) акцептор сам становится источником новации;
|
|
6. Акцепторы равномерно размещены по территории таким образом, что в каждой ячейке находится только один акцептор, который в случае восприятия новации сам становится ее источником;
7. Траектория перемещения новации выбирается источником инновации случайным образом по направлению к любой из соседних ячеек (т.е. осуществляется контактным способом). Инновация не может «перескакивать» через соседние ячейки;
8. Процесс диффузии нововведений прекращается, когда все акцепторы в пределах территории восприняли новацию.
Анализ модели позволяет сделать следующие выводы:
1. При отсутствии ограничений на передачу новации процесс диффузии нововведений развивается «взрывным» образом. Количество инноваторов удваивается на каждом этапе.
2. Процесс диффузии нововведений прекращается еще более резко, чем развивается (от 5 инноваторов, которые не могут передать новацию, на 6 этапе до 52 на седьмом и 64 - на 8 этапе).
3. Инноваторы, занимающие центральное положение, имеют максимальную возможность в передаче новаций и, наоборот, инноваторы, расположенные на периферии, имеют минимальную возможность.
Практические рекомендации для экономического и социального поведения, вытекающие из этой модели, заключаются в следующем:
1. Стремись стать первым источником новации.
2. Стремись занять центральное положение в поле распространения инноваций.
3. Убирай барьеры на пути распространения инновации.
4. Стремись к созданию иерархической структуры распространения новаций.
5. Помни, что все новое быстро становится старым. Начинай разработку новации задолго до стадии насыщения. Опережение - ключ к успеху.
|
|
Модель Т. Хегерстранда допускает множество модификаций, приближающих первый, наиболее абстрактный вариант модели к конкретным ситуациям.
В частности, в модель можно ввести разнородность территории (транспортную, ментальную и т.д.), временных интервалов (сезонные изменения спроса), различную концентрацию инноваторов и акцепторов, различную восприимчивость акцепторов к новациям, заданную направленность траекторий передачи новаций, различную структуру передачи новаций (контактную, каскадную, иерархическую), ввести в модель различные пограничные и барьерные характеристики, включая барьеры, разрушающие инноваторов, и многие другие дополнительные условия.
Несколько примеров такого моделирования, используемых для прогнозирования и ретроспективы, рассмотрим ниже.