Игровая модель | Модель обучения | Имитационная модель |
I | ||
Игровые цели | Педагогические цели | Производственно-экономические цели |
Предмет игры предмет деятельности участников игры, замещающий в специфической форме предмет реальной деятельности | Предмет изучения! предмет и содержание экономических проблем, которые предстоит решать в игре (проблемная лекция по изучаемым темам или раздаточный материал, перечень вопросов) | Объект имитации модель модель предмета процес- имитации са ими тации |
Комплект ролей введение "противоположных по интересам ролей создание портретов ролей введение чисто игровых ролей градация ролей по оттенкам введение групповых ролек | Разбиение на учебные группы участников игры, ознакомление с ролевыми портретами | Линейно-функциональная схема управления |
Функции игроков конструирование игровых прав и обязанностей: распорядительных согласовательных расчетных контролирующих учетных аналитических | Закрепление функций за определенными участниками, изучение инструкций игроками | Описание содержания имитируемых функций управления (должностные инструкции) |
Продолжение табл. 6.1.
|
|
Сценарий игры моделирование конфликтной игровой обстановки генерирование случайных событий создание поведенческих противоречий сжатие или растяжение игрового времени создание структурно-временной схемы взаимодействия игроков овладение принципа трехплановости | Осознание многоаспектности изучаемой проблемы и усвоение лекционного материала вживаемость в образ систематизация экономических знаний поиск и обоснование многих вариантов экономических решений освоение экономических расчетов расширение и углубление экономических знаний | Наличие разноплановых экономических интересов, различий в функциях и критериях оценки деятельности руководителей различных уровней подчиненности |
Правила игры возможность случайных событий в игре ограничения в действиях игроков способы взаимодействия игроков регламент игровых процедур технология игры роль и функции преподавателя и ведущего | Диалогическое взаимодействие участников игры в соответствии со структурно-временной схемой | Закономерности развития производственных отношений, экономические законы, принципы, методические указания, распоряжения, приказы |
Продолжение табл. 6.1.
Игровая система стимулирования балльная система оценки поведенческой активности игроков балльная система оценки своевременности выполнения действий в игре балльная система оценки правильности действий игроков | Смешанная система оценивания действия игроков: суммарная балльная система оценки действий обучаемых в игре реальная система оценки эффективности результатов имитационного-игрового эксперимента оценивание качества полученных знаний | Реальная система оценки экономической эффективности деятельности объекта: натуральные или стоимостные экономические, показатели сроки завершения работ |
Обязательным при конструировании ролевой структуры игры является обеспечение различности экономических, социальных и поведенческих интересов, которая должна быть отражением конфликтной ситуации, заложенной в объекте имитации и процедуре ДИ. Целесообразно в комплекте ролей предусматривать как положительные, так и отрицательные роли, исполнение которых способствует созданию проблемной, а в некоторых случаях конфликтной ситуации. При этом может быть несколько поведенческих вариантов одной и той же роли, например: "лидер", "конформист", "консерватор", "оппонент" и другие.
|
|
Стержнем игровой модели является сценарий. Сценарий описывает процесс игры. Описание деловой игры включает в себя развернутое изложение в свободной форме сущности деловой игры и последовательности ее проведения.
В процессе осмысления и анализа существующих определений автором было выработано следующее понятие "сценарий". Под "сценарием ДИ" следует понимать описание в словесной (или графической) форме предметного содержания игры, выявление экономических интересов участников игры, моделирование конкретной игровой обстановки, описание последовательности и характера действий игроков в игровом масштабе времени.
С учетом сказанного мы предлагаем следующую структуру описания сценария ДИ (см. рис. 6.4).