Успешное внедрение деловых экономических игр (ДИ) в практику заочной системы образования предполагает выработку определенного теоретического и методического подхода к их разработке.
В.М. Ефимов и В.Ф. Комаров считают, что методика разработки ДИ должна быть едина, независимо от того, является ли игра учебной, исследовательской или проектной. Управленческая имитационная игра рассматривается как некоторая организационно-техническая система, создание которой сводится к разработке проекта такой системы в виде комплекта документов, каждый из которых ориентирован на определенного специалиста (организатора игры, исполнителя игровой роли, эксперта и др.). Такой подход к созданию игры облегчает освоение ее материала и позволит рационально распределять функции между специалистами, участвующими в разработке игры.
В.М. Ефимов и В.Ф. Комаров {23} рекомендуют разрабатывать управленческие игры в четыре этапа в такой последовательности: техническое задание, технический проект, рабочий проект, испытания. Для простых игр малой продолжительности этапы технического задания и рабочего проекта могут быть объединены, разработка игры осуществляется по схеме техно-рабочего проектирования. Кроме того выполнение отдельных этапов может совмещаться во времени.
На этапе технического задания обосновывается разработка управленческой имитационной игры: исследуется объект имитации (организационно-экономическая система - прототип игровой организации), определяются 'цели и задачи создания игры, оценивается экономическая целесообразность разработки, задаются требования к игре.
На этапе технического проекта обосновываются выбранные проектные решения, исследуются разные варианты структуры игры, разрабатывается технологический процесс обработки данных, оформляется и согласовывается проектная документация.
На этапе рабочего проекта уточняются и детализируются проектные решения, создается база данных игры, составляются и отлаживаются программы для ЭВМ (если игра машинная), разрабатываются инструкции и руководства для проведения игры.
На этапе испытаний изготовляется опытный образец игровых и вспомогательных материалов, организуется опытное проведение игры, дорабатывается эксплуатационная документация.
В общем случае авторы рекомендуют разрабатывать следующие документы:
Документ Характеристика объекта имитации Пояснительная записка Техническое задание Сценарий Описание игровой обстановки Описание игровой обстановки Описание алгоритмов Проспект игры Руководство администратору Инструкции игрокам Руководство по ведению игровой обстановки Материал по изучаемой проблеме Программа эксперимента Отчет по эксперименту | Содержание Анализ моделируемого в игре процесса или объекта Обоснование требований к конструкции игры и к проведению игровых экспериментов Требования к конструкции игры, порядок ее разработки и испытания Правила игры, характеристика игровой организации, ее структура и предыстория Правила игры, характеристика игровой организации, ее структура и предыстория Состав и содержание информационной системы и модели среды, требования к программному и техническому обеспечению игры Цель обработки данных, характеристика входной и выходной информации, последовательность и методы вычислений или других процедур обработки данных Цели проведения игры, ее характеристика и рекомендации по применению Порядок организаций и проведения игры, инструкции организаторам Порядок действия каждого игрока в процессе имитационного эксперимента Порядок и методы эксплуатации информационной системы игры и модели среды Тексты по изучаемой в игре проблеме (учебники и упражнения для учебных игр, материалы оргпроекта - для проектных, гипотезы и теоретические положения - для исследовательских, описание проблемной ситуации -для игр по принятию решения) Цели конкретного эксперимента, методы получения результатов и расписания игры Игровые результаты конкретного эксперимента и выводы по изучаемой в эксперименте проблеме |
В литературе по деловым играм нет единства в вопросе о структуре описания деловой игры, что затрудняет проведение единой политики в области создания и применения этого метода.
На схеме 1 представлена структура описания деловой игры, предложенная Н.В. Борисовой и А.А. Соловьевой [8].
По мнению С. Локатиса и Ф. Аткинсона [50], не существует стандартных методик разработки деловой игры. Поэтому они предлагают процедуру, которой необязательно жестко придерживаться, а можно рассматривать лишь в качестве вспомогательного руководства (схема 2).
Конструирование экономической деловой игры включает в себя некоторые психолого-педагогические пришит знаково-контекстного обучения, предложенные А.А. Вербицким [9].
К числу выделяемых принципов экономических деловых игр относятся следующие: I) принцип имитационного моделирования производственно-экономических условий и динамики объекта изучения (отрасли, объединения, предприятия, цеха и т.п.); 2) принцип имитационного моделирования содержания экономических функций управления, присущих изучаемому объекту (организация, планирование, учет, анализ); 3) принцип игрового подхода к моделированию объекта, имитируемых экономических процессов и функций; 4) принцип разнонаправленности экономических интересов; 5) принцип диалогового взаимодействия участников игры; 6) принцип трехплановости. Их анализ приводит к необходимости уточнить взаимосвязи принципов друг с другом. Дело в том, что такие принципы, как "трехплановость", "диалоговое взаимодействие участников игры по своему содержанию входят в более общий принцип игрового подхода к моделированию. Принцип разнонаправленное™ экономических интересов должен реализовываться как в содержании имитируемых экономических функций, так и в процессе игровой
деятельности.