Основы проектирования деловых игр

Успешное внедрение деловых экономических игр (ДИ) в прак­тику заочной системы образования предполагает выработку определенного теоретического и методического подхода к их разра­ботке.

В.М. Ефимов и В.Ф. Комаров считают, что методика разработ­ки ДИ должна быть едина, независимо от того, является ли иг­ра учебной, исследовательской или проектной. Управленческая имитационная игра рассматривается как некоторая организацион­но-техническая система, создание которой сводится к разработ­ке проекта такой системы в виде комплекта документов, каждый из которых ориентирован на определенного специалиста (органи­затора игры, исполнителя игровой роли, эксперта и др.). Такой подход к созданию игры облегчает освоение ее материала и поз­волит рационально распределять функции между специалистами, участвующими в разработке игры.

В.М. Ефимов и В.Ф. Комаров {23} рекомендуют разрабатывать управленческие игры в четыре этапа в такой последовательнос­ти: техническое задание, технический проект, рабочий проект, испытания. Для простых игр малой продолжительности этапы технического задания и рабочего проекта могут быть объединены, разработка игры осуществляется по схеме техно-рабочего проек­тирования. Кроме того выполнение отдельных этапов может совме­щаться во времени.

На этапе технического задания обосновывается разработка управленческой имитационной игры: исследуется объект имитации (организационно-экономическая система - прототип игровой ор­ганизации), определяются 'цели и задачи создания игры, оцени­вается экономическая целесообразность разработки, задаются требования к игре.

На этапе технического проекта обосновываются выбранные проектные решения, исследуются разные варианты структуры игры, разрабатывается технологический процесс обработки данных, оформляется и согласовывается проектная документация.

На этапе рабочего проекта уточняются и детализируются проектные решения, создается база данных игры, составляются и отлаживаются программы для ЭВМ (если игра машинная), разра­батываются инструкции и руководства для проведения игры.

На этапе испытаний изготовляется опытный образец игровых и вспомогательных материалов, организуется опытное проведение игры, дорабатывается эксплуатационная документация.

В общем случае авторы рекомендуют разрабатывать следую­щие документы:

Документ Характеристика объекта ими­тации Пояснительная записка Техническое задание Сценарий Описание игровой обстановки Описание игровой обстановки Описание алгоритмов Проспект игры Руководство администратору Инструкции игрокам Руководство по ведению игровой обстановки Материал по изучаемой проблеме Программа эксперимента Отчет по эксперименту Содержание Анализ моделируемого в игре процесса или объекта Обоснование требований к конструкции игры и к проведению игровых экспериментов Требования к конструкции иг­ры, порядок ее разработки и испытания Правила игры, характеристика игровой организации, ее струк­тура и предыстория Правила игры, характеристика игровой организации, ее струк­тура и предыстория Состав и содержание информа­ционной системы и модели сре­ды, требования к программному и техническому обеспечению иг­ры Цель обработки данных, харак­теристика входной и выходной информации, последовательность и методы вычислений или других процедур обработки данных Цели проведения игры, ее харак­теристика и рекомендации по применению Порядок организаций и проведе­ния игры, инструкции организа­торам Порядок действия каждого игро­ка в процессе имитационного эксперимента Порядок и методы эксплуатации информационной системы игры и модели среды Тексты по изучаемой в игре проблеме (учебники и упражне­ния для учебных игр, материа­лы оргпроекта - для проектных, гипотезы и теоретические поло­жения - для исследовательских, описание проблемной ситуации -для игр по принятию решения) Цели конкретного эксперимента, методы получения результатов и расписания игры Игровые результаты конкретного эксперимента и выводы по изу­чаемой в эксперименте проблеме

В литературе по деловым играм нет единства в вопросе о структуре описания деловой игры, что затрудняет проведение единой политики в области создания и применения этого метода.

На схеме 1 представлена структура описания деловой игры, предложенная Н.В. Борисовой и А.А. Соловьевой [8].

По мнению С. Локатиса и Ф. Аткинсона [50], не существует стандартных методик разработки деловой игры. Поэтому они пред­лагают процедуру, которой необязательно жестко придерживать­ся, а можно рассматривать лишь в качестве вспомогательного руководства (схема 2).

Конструирование экономической деловой игры включает в се­бя некоторые психолого-педагогические пришит знаково-контекстного обучения, предложенные А.А. Вербицким [9].

К числу выделяемых принципов эко­номических деловых игр относятся следующие: I) принцип имита­ционного моделирования производственно-экономических условий и динамики объекта изучения (отрасли, объединения, предприя­тия, цеха и т.п.); 2) принцип имитационного моделирования со­держания экономических функций управления, присущих изучаемо­му объекту (организация, планирование, учет, анализ); 3) прин­цип игрового подхода к моделированию объекта, имитируемых эко­номических процессов и функций; 4) принцип разнонаправленности экономических интересов; 5) принцип диалогового взаимодей­ствия участников игры; 6) принцип трехплановости. Их анализ приводит к необходимости уточнить взаимосвязи принципов друг с другом. Дело в том, что такие принципы, как "трехплановость", "диалоговое взаимодействие участников игры по своему содер­жанию входят в более общий принцип игрового подхода к моде­лированию. Принцип разнонаправленное™ экономических интере­сов должен реализовываться как в содержании имитируемых эко­номических функций, так и в процессе игровой

 
 

деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: