Бюджет денежных средств - это плановый документ, отражающий будущие платежи и поступление денег. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход - по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия). Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек денег, либо недостаток денежных средств.
Минимальная денежная сумма представляет своего рода буфер, который позволяет спасти положение при ошибках в управлении движением наличных средств и в случае непредвиденных обстоятельств. Эта минимальная сумма денежных средств не является фиксированной. Как правило, она будет несколько больше в течении периодов высокой деловой активности, чем во время спада. Кроме того, для повышения эффективности управления денежными средствами значительная часть указанной суммы может находиться на депозитных счетах.
|
|
Бюджет денежных средств составляют отдельно по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Такoe разделение очень удобно и наглядно представляет денежные потоки. суммы может находиться на депозитных счетах.
Данные по бюджету продаж, различным бюджетам производственных и текущих расходов, а так же бюджету капитальных затрат отражаются в бюджете денежных средств. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также другие проекты, требующие денежных расходов.
В рассматриваемом примере бюджет движения денежных средств (таблица 2.3. 30) несколько упрощен - он не разбивается по видам деятельности поскольку компания планирует только операционную деятельность
Поступления и расходования денежных средств формируются на основании итоговых сумм операционных бюджетов (все суммы заносятся с НДС). Положительное сальдо по НДС учитывается в строке «уплачено сальдо по НДС» с учетом месячной отсрочки платежа (сумма начисляется в текущем месяце, а выплачивается в следующем) так же, как оплата труда основного персонала и сумма налога на прибыль. Если сальдо по НДС в каком-либо месяце отрицательное, сумма возмещения в бюджет движения денежных средств не попадает (поскольку государство не выплачивает сумму НДС к возмещению, а ставит в счет будущих платежей), а учитывается в балансе в текущих активах. Оплата труда, налога на прибыль и НДС в первом бюджетном месяце определяется из начального баланса (сумма задолженности на начало месяца).
|
|
Бюджет движения денежных средств, руб. Таблица 2.3. 30
Наименование | янв. | фев. | март | апр. | май | июнь | июль | авг. | сент. | акт. | нояб. | дек. | За год |
Денежные средства на начало периода | |||||||||||||
Поступление денежных средств | |||||||||||||
От потребителей | |||||||||||||
Денежные средства в распоряжении | |||||||||||||
Расходование денежных средств | |||||||||||||
На основные материалы | |||||||||||||
На энергоресурсы | |||||||||||||
На оплату труда основного персонала | |||||||||||||
Производственные накладные затраты | |||||||||||||
Затраты на сбыт и управление | |||||||||||||
Уплачено сальдо по НДС | |||||||||||||
Налог на прибыль | |||||||||||||
Покупка оборудования | |||||||||||||
Всего |
Продолжение таблицы 2.3. 30 – Бюджет движения денежных средств, руб.
Избыток (дефицит) денежных средств |
Вследствие значительной отсрочки платежа покупателям и маленькой суммы дебиторской задолженности на начало года в первый месяц бюджетного года возникает нехватка денежных средств в размере -254 735 руб. для компенсации нехватки денежных средств и обеспечению минимального остатка в размере 30 000 руб. необходимо предусмотреть получение краткосрочного кредита. Кредит берется в банке на следующих условиях:
· процентная ставка - 22 % годовых;
· независимо от момента получения и погашения кредита в течение месяца проценты начисляются на остаток к погашению на начало месяца;
· выплата процентов осуществляется ежемесячно в последний день месяца;
· кратность получения и погашения кредита - 1 000 руб.
График дополнительного финансирования приведен в таблице 2.3.31.
График дополнительного долгосрочного финансирования Таблица 2.3.31
Наименование | январь | февраль |
Получение ссуды | 285 000 | |
Погашение ссуды | 285 000 | |
Выплата процентов ссуды | -5 225 | |
Остаток ссуды к погашению | 285 000 |
После составления графика дополнительного финансирования необходимо пересчитать прогнозный отчет о прибыли, поскольку проценты по кредиту должны быть учтены при расчете чистой прибыли и определении суммы налога на прибыль. Также необходимо пересчитать бюджет движения денежных средств, чтобы учесть изменившуюся сумму налога на прибыль, получение и возврат кредита, а также сумму процентных платежей при расчете чистого денежного потока. Прогнозный отчет о прибыли и бюджет движения денежных средств с учетом дополнительного финансирования приведены в таблице 2.3.31 и 2.3.32.
Прогнозный отчет о прибыли (с учетом дополнительного финансирования) Таблица 2.3.33
Наименование | янв. | фев. | март | апр. | май | июнь | июль | авг. | сент. | акт. | нояб. | дек. | За год |
Выручка за продукцию | |||||||||||||
Себестоимость реал. прод. | |||||||||||||
Валовая прибыль | |||||||||||||
Затраты на сбыт и упр. | |||||||||||||
Прибыль до проц. и налог. | |||||||||||||
Проценты за кредит | |||||||||||||
Прибыль до налогов | |||||||||||||
Налог на прибыль | |||||||||||||
Чистая прибыль | |||||||||||||
Денежные средства на начало | |||||||||||||
Поступление денежных средств | |||||||||||||
От потребителей | |||||||||||||
Денежные средства в распоряжении |
Продолжение таблицы 2.3. 33 – Прогнозный отчет о прибыли (с учетом дополнительного финансирования)
|
|
Наименование | янв. | фев. | март | апр. | май | июнь | июль | авг. | сент. | акт. | нояб. | дек. | За год |
Расходование денежных средств | |||||||||||||
На основные материалы | |||||||||||||
На энергоресурсы | |||||||||||||
На оплату труда основного персонала | |||||||||||||
Производственные накладные затраты | |||||||||||||
Затраты на сбыт и управление | |||||||||||||
Уплачено сальдо по НДС | |||||||||||||
Налог на прибыль | |||||||||||||
Оплата процентов | |||||||||||||
Покупка оборудования | |||||||||||||
Всего | |||||||||||||
Избыток (дефицит) денежных средств | |||||||||||||
Поступление ссуды | |||||||||||||
Погашение ссуды |
Продолжение таблицы 2.3. 33 – Прогнозный отчет о прибыли (с учетом дополнительного финансирования)
|
|
Ден. средства на конец периода |
Шаг 13. Составление прогнозного баланса.
Прогнозный баланс - это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого периода.
Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей. Наконец, прогнозный баланс служит в качестве контроля всех остальных бюджетов на предстоящий период - действительно, если все бюджеты составлены методически правильно, баланс «должен сойтись», т. е. сумма активов должна равняться сумме обязательств предприятия и его собственного капитала.
Баланс компании, рассматриваемой в примере, приведен в таблице 2.3.34.
Прогнозный баланс компании, руб. Таблица 2.3.34
Статья | янв. | янв. | фев. | март | апр. | мая | июня | июля | авг. | сент. | окт. | нояб | дек. |
Активы: | |||||||||||||
Оборотные активы: | |||||||||||||
Денежные средства | |||||||||||||
Задолжен. по НДС | |||||||||||||
Счета дебиторов | |||||||||||||
сомнительные задолженности | |||||||||||||
Запасы матер., в т.ч. на | |||||||||||||
Продукт 1 | |||||||||||||
Продукт 2 | |||||||||||||
Продукт 3 | |||||||||||||
Запасы гот. продукции в т.ч. | |||||||||||||
Продукт 1 | |||||||||||||
Продукт 2 | |||||||||||||
Продукт 3 | |||||||||||||
Всего оборотные активы | |||||||||||||
Основные средства: | |||||||||||||
Сооруж. и оборуд. |
Продолжение таблицы 2.3. 34 – Прогнозный баланс компании, руб.
Статья | янв. | янв. | фев. | март | апр. | мая | июня | июля | авг. | сент. | окт. | нояб | дек. |
Накопленная амортизация | |||||||||||||
Сооруж. и оборуд. нетто | |||||||||||||
Итого активы | |||||||||||||
Обязательства: | |||||||||||||
Текущие обязательства | |||||||||||||
Счета к оплате | |||||||||||||
Задолженность по зарплате | |||||||||||||
Задолж. перед бюджетом: | |||||||||||||
по НДС | |||||||||||||
по налогу на прибыль | |||||||||||||
Краткосрочный кредит | |||||||||||||
Акционерный капитал: | |||||||||||||
Обыкновенные акции | |||||||||||||
Нераспределенная прибыль | |||||||||||||
Всего акционерный капитал | |||||||||||||
Итого пассивы: | |||||||||||||
В отличие от прошлого года, в котором списание дебиторской задолженности на затраты происходило ежемесячно, в бюджетном году сумма безнадежных долгов будет накапливаться в балансе в течение года.
Особенности формирования прогнозного баланса:
· денежные средства на конец периода рассчитываются на основании остатка на начало периода и чистого денежного потока из бюджета движения денежных средств (таблица 2.3.33);
· задолженность по НДС учитывается в балансе только в случае, если конечное сальдо в бюджете НДС (таблица 2.3.29) будет отрицательным;
· счета дебиторов переносятся из графика платежей покупателей за продукцию (таблица 2.3.13) - сумма продаж текущего месяца, оплачиваемая в следующем (например, счета дебиторов на 31 января равны февральским поступлениям от продаж в январе из графика платежей);
· статья «сомнительные задолженности» рассчитывается на основании планируемой выручки и коэффициента безнадежных долгов (таблица 2.3.12);
· запасы материалов и готовой продукции периода рассчитываются в бюджетах потребления материалов (таблица 2.3.19) и себестоимости (таблица 2.3.25), соответственно;
· накопленная амортизация определяется на основании планируемых амортизационных отчислений в бюджетах производственных накладных затрат (таблица 2.3.24) и затрат на реализацию и управление (таблица 2.3.27);
· счета к оплате определяются из графика платежей за материалы (таблица 2.3.20) по тому же принципу, как и счета к получению;
· задолженность по зарплате определяется из бюджета оплаты труда основного персонала (таблица 2.3.21) как сумма начисленной зарплаты в текущем месяце (зарплата начисляется в текущем, а выплачивается в следующем месяце);
· задолженность перед бюджетом по НДС и налогу на прибыль определяется из бюджета НДС(таблица 2.3.29) и прогнозного отчета о прибыли (таблица 2.3.32) соответственно как сумма, начисленная в текущем месяце;
· остаток по краткосрочному кредиту рассчитывается в графике дополнительного финансирования (таблица 2.3.31);
· нераспределенная прибыль попадает в баланс из прогнозного отчета о прибыли (таблица 2.3.32).
Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности работы компании в будущем году, что является необходимым, но не достаточным условием для принятия бюджета. Решение об утверждении бюджета может быть принято только после сравнения планируемых результатов с фактическими данными предшествующих периодов и с долгосрочными планами компании. Если результаты деятельности в бюджетном году не устраивают руководство, необходимо вернуться к этапу формирования операционных бюджетов и определить, какие данные необходимо изменить, чтобы улучшить ситуацию. При этом необходимо подходить к изменению планируемых исходных данных комплексно, определяя мероприятия, которые будут способствовать выполнению плана (например, увеличить планируемый объем продаж и предусмотреть затраты на новую рекламную кампанию в бюджете административных и сбытовых затрат). Это позволяет найти решение проблемы до ее возникновения и, как следствие, приводит к повышению эффективности работы компании.
Рассмотренный пример является упрощенным, однако он достаточно наглядно показывает механизм формирования отдельных бюджетов и взаимосвязи между ними. Технология составления годового бюджета для любой компании одинакова, отличаются только содержание самих бюджетных таблиц и некоторые связи между ними.
После разработки базового варианта годового бюджета, необходимо провести анализ рисков. Механизм и наиболее распространенные методы анализа рисков описаны в главе 2.1. В результате анализа рисков определяется, что может помешать достижению запланированных результатов и как снизить вероятность негативного развития ситуации.