Сущность поддержки

Психотерапевтические взаимоотношения, кроме того что это средство для достижения инсайтов, выполняют также более об­щую функцию поддержки. Как мы уже видели, уменьшение тре­воги и возникновение чувства безопасности у клиента являются главными результатами адекватного эмоционального отклика со стороны консультанта. Суть поддержки — это общее ощущение состояния благополучия и удовлетворения своего «эмоциональ­ного голода», которое, по словам Леви, клиент испытывает благо­даря тому, что у консультанта проявляются определенные уста­новки.

Поддержку можно рассматривать в трех аспектах. Ее неяв­ная форма обусловлена поддерживающими свойствами самих взаимоотношений. Принятие, теплота и другие личные качест­ва консультанта воспринимаются клиентом как гаранты безо­пасности. Клиент ощущает поддержку, когда мост взаимоотно­шений расширяется, так что чувства могут свободно перетекать из подсознательного ядра личности клиента в эго-систему и систему «Я», атакже междуличностными структурами консуль­танта и клиента. Роджерс, например, характеризуя консульта­ционные взаимоотношения, говорит: «Они воспринимаются как поддерживающие по своей сути, но поддерживающими они от­нюдь не являются. Клиент не ощущает, что кто-то стоит за ним, что кто-то его одобряет. А ощущает он тот факт, что существует человек, который уважает его таким, какой он есть, и согласен, чтобы он избрал для себя любой путь, какой ему заблагорассу­дится» [249, р. 209].

Мы согласны с Роджерсом в принципе, но, по-видимому, бывают все же моменты, когда необходимо применение реаль­ных методов поддержки. Такое намерение поддержать клиента может также показаться противоречащим нашим предыдущим высказываниям об использовании тревоги и дистресса для мо­тивации у клиента стремления к инсайту. Однако принципы гибкости и своевременности вполне позволяют терапевту, даже в состоянии полного принятия пациента, временами оказывать больше поддержки, а в нужный момент даже создавать для кли­ента угрозу.

Вторая разновидность поддержки, ощущаемая клиентом, про­является в форме подбадривания его консультантом, изменения условий, а также разнообразной помощи, которая смягчает ситуа­ционную или внутреннюю напряженность. Существует большая группа консультантов, которые считают эту разновидность под­держки необходимой для клиентов определенного типа, особенно на ранних стадиях консультаций. Итак, вопрос: «Оказывать ли поддержку явно, с помощью таких средств как подбадривание, или оказывать только неявную поддержку в виде установления взаи­моотношений как таковых?» остается одним из нерешенных во­просов психологического консультирования. Технические методы подбадривания подробно описываются в следующей главе.

Поддержка может ощущаться клиентом и в третьей ее разно­видности, когда он чувствует, что консультант принимает на себя повышенную долю ответственности, руководя ходом беседы, за­бирая себе большую часть трудных обязанностей вербализации и принимая решения. Хотя такое смещение ответственности может оказывать поддерживающее действие, его следует рассматривать исключительно в качестве временного и вспомогательного сред­ства для снятия тревожности. Опасность затянувшейся поддерж­ки такого типа состоит, главным образом, в усилении зависимос­ти клиента и ухудшении его способности принимать на себя от­ветственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: