Ценность поддержки

Поддерживающие взаимоотношения имеют четыре основных терапевтических эффекта. Во-первых, они снижают чрезмерную тревожность и, соответственно, вызывают ощущение безопаснос­ти и комфорта. Эмоциональная близость терапевта помогает кли­енту почувствовать, что он имеетсобственное достоинство, чтоего любят и уважают. Этот аспект поддержки в разные моменты про­цесса может усиливаться и ослабляться в соответствии с потребно­стями конкретного клиента. Те клиенты, которые чувствуют себя неспособными, недостойными, переживаюттяжкое горе, неспокой­ны, одиноки, боятся потерять контроль над своими чувствами, по­лучают посредством взаимоотношений специфическую помощь, которая им нужна. Например, человеку, чувствующему себя не­адекватным, дают почувствовать, что в лице терапевта он имеет могучую опору, которой может временно воспользоваться, пока сам в достаточной мере не наберется сил и уверенности.

Он может также почувствовать, что на какое-то время ему не нужно быть большим и сильным, взрослым и умелым. Иными словами, он понимает, что какое-то время ему разрешается ко­вылять, прежде чем придется вернуться на дистанцию. Поначалу это может показаться выработкой нежелательной личной зави­симости, но преимущество здесь заключается в том, что клиент получает возможность выразить свои потребности в зависимости и безопасности, осознать их, а позднее — интерпретировать. Пред­ставляется мудрым какое-то (недолгое) время потворствовать стрем­лению клиента быть зависимым, чтобы он не думал, будто бы кон­сультант — лишь еще один патерналистеки настроенный опекун, требующий от него поскорее повзрослеть.

Переживающий горе человек может убедиться, что есть чело­век, понимающий его чувства, с которым можно поделиться сво­ими неприятностями и ощутить себя не таким одиноким. Под­держивающие взаимоотношения помогают клиенту, который страшится своих импульсов, понять, что для человека совершен­но естественно иметь чувства, выражать их, и что это не доведет его до беды. Кроме того, консультант в состоянии помочь клиен­ту контролировать свои чувства посредством методов, предназ­наченных для снижения эмоциональности при консультациях.

Во-вторых, положительный эффект поддержки заключается в той уверенности, которую она придает клиенту, — уверенно­сти, что ему можно помочь. Например, что он в состоянии вы­работать реалистический план, что он в силах повысить свою академическую успеваемость или что ему при определенных ус­ловиях удастся спасти свой брак. Клиенты с высокой тревож­ностью нередко испытывают чувство безнадежности в отноше­нии своей проблемы или считают свой случай особо тяжелым. Спокойствие, принятие, подбадривание со стороны консультан­та могут послужить для таких клиентов мощным средством под­держки.

В-третьих, поддержка дает клиенту почувствовать, что он сво­боден изменить свои взгляды или поведение. Принимая клиента полностью, консультант, в сущности, говорит, что он, хотя и может быть не согласен с клиентом, понимает его состояние в данный момент. Тем самым клиент не получает подтверждения, что в своей нынешней позиции он прав. Если клиент в рамках поддержки получит, например, излишние подтверждения по по­воду его представлений о себе как чрезвычайно застенчивом человеке, он, вероятно, склонен будет почувствовать свою вину при изменении этого образа. Иными словами, клиент не должен чувствовать себя «скованным» своими нынешними установка­ми, тогда он сможет пользоваться свободой выработать новые поведенческие реакции. Поддержка снова появляется, когда он пробует реализовать эти новые реакции, которые могут времен­но вызвать у него еще большие затруднения.

В-четвертых, поддерживающие взаимоотношения удержива­ют клиента от опрометчивых способов решения своих проблем. Клиент сможет почувствовать, что ему не обязательно предпри­нимать импульсивные действия, которые способны только усу­губить его неприятности. Например, клиент сможет понять, что, успокоившись и приведя в порядок свои чувства перед тем, как затевать развод, он, возможно, избавится от запоздалых сожа­лений в будущем. Сходным образом, госпитализация способна поддержать клиента до тех пор, когда он сможет рациональней подойти к своей проблеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: