Честность и искренность

Консультант прежде всего должен быть в своих установ­ках честным и искренним. Консультирование не может быть маскарадом. Честность, о которой идет речь, понимается не в морализаторском смысле, а как характеристика прямоты. Даже начинающий консультант, например, быстро понимает, что когда он пытается проявить приязнь, а в действительнос­ти не ощущает ее, то клиент обнаруживает это достаточно быстро. Именно это свойство честности выступает одним из отличий коммуникации на терапевтическом сеансе от обыч­ного социального общения. В большинстве социальных транс­акций обе стороны стремятся «сохранить лицо», поэтому об­щение зачастую превращается в игру маленьких хитростей. Надо полагать, что когда клиент участвует во взаимоотноше­ниях, свободных от таких хитростей, и видит, что консуль­тант настроен серьезно и не играет с ним, то он понимает, что может отбросить собственную маску и чтолицемерием он мало чего достигнет.

Для полноты проявления честности со стороны психолога необходимо, чтобы терапевт или консультант умел откровенно признать свои ошибки — что в своих суждениях и применяе­мых методах он допустил ошибки. Терапевту легче осознать и исправить свои ошибки, когда он способен признать их суще­ствование. Его осознание и смиренное признание своих оши­бок должны, впрочем, уравновешиваться зрелой терпимостью к неизбежным ошибкам, особенно самым элементарным. Кли­енты, по-видимому, обладают безграничной терпимостью к ошибкам консультанта, при условии, что остальные аспекты взаимоотношений выстроены адекватно. Такая установка на готовность признавать свои ошибки служит полезным проти­воядием против самодовольства консультанта, «синдрома пье­дестала» или «комплекса Иеговы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: