Консультант прежде всего должен быть в своих установках честным и искренним. Консультирование не может быть маскарадом. Честность, о которой идет речь, понимается не в морализаторском смысле, а как характеристика прямоты. Даже начинающий консультант, например, быстро понимает, что когда он пытается проявить приязнь, а в действительности не ощущает ее, то клиент обнаруживает это достаточно быстро. Именно это свойство честности выступает одним из отличий коммуникации на терапевтическом сеансе от обычного социального общения. В большинстве социальных трансакций обе стороны стремятся «сохранить лицо», поэтому общение зачастую превращается в игру маленьких хитростей. Надо полагать, что когда клиент участвует во взаимоотношениях, свободных от таких хитростей, и видит, что консультант настроен серьезно и не играет с ним, то он понимает, что может отбросить собственную маску и чтолицемерием он мало чего достигнет.
Для полноты проявления честности со стороны психолога необходимо, чтобы терапевт или консультант умел откровенно признать свои ошибки — что в своих суждениях и применяемых методах он допустил ошибки. Терапевту легче осознать и исправить свои ошибки, когда он способен признать их существование. Его осознание и смиренное признание своих ошибок должны, впрочем, уравновешиваться зрелой терпимостью к неизбежным ошибкам, особенно самым элементарным. Клиенты, по-видимому, обладают безграничной терпимостью к ошибкам консультанта, при условии, что остальные аспекты взаимоотношений выстроены адекватно. Такая установка на готовность признавать свои ошибки служит полезным противоядием против самодовольства консультанта, «синдрома пьедестала» или «комплекса Иеговы».
|
|