Источники сопротивления

По-видимому, среди консультантов имеется полное согласие по поводу того, что сопротивление возникает, когда клиент вос­принимает консультанта, тему беседы или ситуацию в качестве угрозы для себя. Поскольку в реакции на угрозу содержится тре­вога, клиент вынужден в дальнейшем защищать себя от тревоги посредством поведения, которое уже по самой своей природе резистентно.

По происхождению сопротивление можно условно разделить на «внешнее» и «внутреннее». Внутреннее сопротивление возникает в пределах личностной структуры клиента и представляет собой обобщенную реакцию на угрозу, а внешнее сопротивление обусловлено самими обстоятельствами консультаций, методоло­гией консультанта или его контртрансферентными установками.

Внутреннее сопротивление. Одним из распространенных ис­точников внутреннего сопротивления является, например, склонность тревожных клиентов уклоняться от попыток, обыч­но болезненных, анализировать или изменять элементы своего поведения или структуры личности.

Существует, по-видимому, сопротивление, связанное с пе­ременами в жизненном статусе, в установках. Клиент опасает­ся выражать чувства тревоги или враждебности, потому что он на опыте научился предугадывать такие ярлыки для себя, как «незрелый», «ленивый», «невротичный». Эти опасения сильнее всего, когда клиент начал выражать свои чувства слишком бы­стро, поскольку он в таком случае ощущает, что раскрыл себя для тревожащих стимулов, исходящих от эго-системы, рань­ше, чем смог оценить безопасность этих стимулов. Крайдер [72] в своем исследовании личностной враждебности выявил, что враждебность, особенно у людей, опасающихся выражать аг­рессивные чувства, является характерным источником сопро­тивления.

Марголис [196] использует термин «фасад» для описания еще одной формы внутреннего сопротивления. Фасадом он, например, называет первое высказывание клиента из числа учащихся, что­бы объяснить свою плохую успеваемость в колледже. Варианты таковы: «Похоже, я слишком много времени проводил в дворо­вых компаниях», «Все-таки я выбрал себе неправильную специа­лизацию», «Мне скоро идти в армию», «Нет у меня настоящих учебных навыков». Хотя подобные высказывания могут быть по­лезны в качестве отправных точек для последующего разговора, оченьчастоони представляют собой лишьрационализации и про­явления сопротивления. Клиента словно бы сковывает прими­тивная логика этих рассуждений, так что нередко у него не обна­руживается достаточной мотивации для преодоления своего со­противления и дальнейшего анализа ситуации.

Еще одно порождающее сопротивление явление — это «тре­вожное предугадывание», то есть опасения клиента, что облаче­ние его чувств в слова превратит потенциальное несчастье в ре­альность. Примером такого механизма сопротивления служит нежелание выражать тревогу по поводу возможности заболева­ния раком, смерти или потери любимого человека.

Внешнее сопротивление. Некоторые консультанты убеждены, что внешнее сопротивление обусловлено дефектами методоло­гии. Роджерс [250, р. 151] в своих ранних работах по консульти­рованию выдвинул гипотезу о том, что сопротивление не обя­зательно является «неизбежной составной часть психотерапии, тем более желательной ее частью», и что возникновение сопро­тивления, по-видимому, обусловлено попытками ускорить или сократить терапевтический процесс.

В качестве иллюстрации внешнего сопротивления можно ука­зать на ситуацию, когда консультант выдвигает довольно уме­ренные предложения по улучшению навыков учебы. Необхо­димость реализации этих предложений может тревожить кли­ента из-за тех воображаемых следствий, что ему придется сблизиться с консультантом или оказаться «в долгу» перед ним. Клиенту может не нравиться «втягивание» в такие взаимоотно­шения на данной стадии его личностного развития, а может быть, его сдерживает опыт взаимоотношений в семье, где при­нято было, чтобы благодарные дети за все расплачивались мел­кими услугами. Предложения консультанта породили негатив­ный перенос, который препятствует эффективной терапии.

Еще одним примером такой техники консультанта, которая провоцирует сопротивление, может послужить ситуация, когда консультант оказался слишком далеко впереди клиента, отра­жая предполагаемые чувства клиента и преждевременно их ин­терпретируя.

Кл.: Мои родители всегда критиковали меня и угрожали, что перестанут давать мне деньги на учебу.

Коне: Вы обижаетесь на своих родителей за то, что они говорили вам и что угрожали сделать.

Кл.: Нет, не совсем так; я не разлюбил своих родителей за это, я думаю, что они во многом были чертовски правы; по сути, я здесь, в колледже, напрасно трачу время... Не стоит говорить мне такие вещи о моих роди­телях.

В этом случае отражение и интерпретация, хотя они, вполне возможно, точны, указывают на чувства клиента, которые не могут быть им признаны и приняты на данной стадии.

Еще одна причина внешнего сопротивления связана с отсут­ствием надлежащей готовности. Клиент может неправильно трактовать роль консультанта или не верить в полезность верба­лизаций. Например, клиент не понимает, что консультации тре­буют времени; поэтому его огорчает трата времени, которое он мог бы посвятить другим, менее угрожающим его безопасности занятиям. Возможно, клиент слишком смущается, чтобы при­знать, что у него есть проблема, которую он не в состоянии ре­шить сам.

Консультационные взаимоотношения сами по себе представ­ляют для клиента парадоксальную ситуацию. Атмосфера при­нятия способствует свободному выражению чувств, однако кли­ент зачастую не готов выражать свои чувства и признавать их. Взаимоотношения словно бы подталкивают его к преждевре­менному анализу своих чувств, тем самым формируя источник сильного сопротивления. Распространенный прием, который используют клиенты при реализации сопротивления такого типа, сводится к тому, чтобы говорить о чьих-то чужих пробле­мах. Например, мать, которую беспокоит поведение ее четыр-. надцатилетней дочери. Мать испытывает чувство вины вдоба­вок к своему ощущению полной безнадежности. Хотя консуль­тант поощряет мать говорить о собственных чувствах, она никак не может оставить тему затруднений ее дочери.

Инглиш [92] приводит еще ряд примеров ситуационной тре­вожности, которая препятствует оптимизации психотерапевти­ческих взаимоотношений. Он обнаружил, что при низкой интен­сивности техники руководства в первых беседах клиент остается один на один со своей тревожностью. Инглиш отмечает, что вего практике очень часто оказывалось необходимым на время сни-жать тревожность клиента за счет интенсивного применения ме­тодов руководства и поддержки.

Другие источники сопротивления. Кроме ощущения клиентом угрозы, связанной с беседой, и его тревожности из-за собствен­ных подсознательных импульсов, в качестве причин сопротив­ления выступают и другие факторы. Сопротивление порожда­ют такие факторы, как усталость, болезнь, психическая непол­ноценность, межъязыковые барьеры, психозы. Согласно одной из точек зрения, шизофреники проявляют сопротивление, ухо­дя в галлюцинации, в молчание, в универсальный негативизм и в проекции. У невротика сопротивление может реализовывать-ся защитным образом, через ригидность, сосредоточенность на деталях, раздражительность и склонность спорить.

Знание источников сопротивления, особенно внутреннего типа, должно успокоить консультанта, склонного чувствовать личную ответственность за сопротивление, с которым он сталкивается. С другой стороны, так как именно манера работы консультанта столь часто провоцирует сопротивление, он должен постоянно анали­зировать свою технику и терапевтическую обстановку, чтобы ус­транить факторы, вызывающие сопротивление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: