Вопрос 2. Бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджетное устройство определяет организацию государствен­ного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения ме­жду ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использова­ния бюджетных средств и др.

Основы бюджетного устройства определяются формой государ­ственного уст­ройства страны, действующими в ней основными за­конодательными актами, ро­лью бюджета в общественном воспроиз­водстве и социальных процессах.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюд­жетная система.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, администра­тивно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, осно­ванная на экономических отноше­ниях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система явля­ется главным звеном фи­нансовой системы государства.

Бюджетная система и форма государственного устройства. По­строение бюд­жетной системы зависит от формы государственного и административного уст­ройства страны. По степени распределения власти между центром и администра­тивно-территориальными обра­зованиями все государства подразделяются на уни­тарные, федера­тивные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные обра­зования не имеют собствен­ной государственности или автономии.

В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и еди­ные органы власти, централизованное управление эко­номическими, социальными и политическими процессами в госу­дарстве. Бюджетная система унитарного госу­дарства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма государст­венного устройства, при которой государственные образо­вания или администра­тивно-территориальные образования, входя­щие в государство, имеют собствен­ную государственность и обла­дают определенной политической самостоятельно­стью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федераль­ного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию госу­дарств. У государств – членов кон­федерации действуют собственные бюджетные и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное уст­ройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного госу­дарства до системы, основанной на феде­ративном государственном устройстве.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации опреде­ляются Кон­ституцией страны и ее государственным устройством как федеративной респуб­лики, субъектами Федерации которой яв­ляются республики в составе Российской Федерации, края, облас­ти, автономные округа.

Уровни бюджетной системы Российской Федерации. Построение бюджет­ной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Консти­туцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюд­жетным кодексом РФ (ст. 10) бюджет­ная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

- федерального бюджета и бюджетов государственных внебюд­жетных фон­дов;

- бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюд­жетов территориальных государственных внебюд­жетных фондов;

- местных бюджетов.

В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает: фе­деральный бюджет, 21 республиканский бюджет рес­публик в составе РФ, 55 крае­вых и областных бюджетов и бюдже­тов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов авто­номных округов и около 29 тыс. местных бюджетов (районные, городские, по­сел­ковые и сельские бюджеты).

В состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фон­ды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целе­вое расходование средств. В их числе дорожный, экологический фонды, фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы, вос­становления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоя­тельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Феде­рации не включаются в федеральный бюджет, а мест­ные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации и местных бюджетов), в бюд­жетную систему входят государ­ственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального стра­хования РФ, Фе­деральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъек­тов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по эко­номическому содержанию и направленности их использования мало чем отлича­ются от бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фон­дов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджет­ного Феде­рального дорожного фонда РФ.

Вопрос 3. Принципы функционирования бюджетной системы Российской Фе­дерации

Принципы функционирования бюджетной системы Российской Фе­дерации. Функционирование бюджетной системы Российской Феде­рации основано на сле­дующих основополагающих принципах:

- единство бюджетной системы;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельность бюджетов разных уровней;

- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов;

- сбалансированность бюджета;

- эффективность и экономность использования бюджетных средств;

- общее покрытие расходов бюджета;

- гласность;

- достоверность бюджета;

- адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

1. Единство бюджетной системы – это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законо­дательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерско­го учета средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление (полностью или частично) соответ­ствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Рос­сийской Фе­дерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюдже­тов, кото­рый означает:

- право законодательных (представительных) органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления на каж­дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществ­лять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджет­ной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже­тов, полномо­чий по формированию доходов соответствую­щих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления са­мостоятельно определять направления расходования средств соответст­вующих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления са­мостоятельно определять источники фи­нансирования дефицитов соответ­ствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен­ных в ходе исполне­ния законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм эко­номии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государст­венных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фон­дов и иные обязательные поступ­ления подлежат отражению в бюд­жетах, бюджетах государственных внебюджет­ных фондов в обяза­тельном порядке и полном объеме. Все государственные и му­ници­пальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккуму­лированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Сбалансированность бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответ­ствовать суммарному объему доходов бюд­жета и поступлений из источников фи­нансирования его дефицита.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджет­ных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюд­жетов органы власти и получатели бюджетных средств должны ис­ходить из необходимости достиже­ния заданных результатов с ис­пользованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источни­ков финансирования его дефицита.

8. Гласность бюджета предполагает:

1) обязательное опублико­вание в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполне­ния бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной вла­сти, органов местного само­управления;

2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотре­ния и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (предста­вительного) органа государственной власти, либо между законодательным (пред­ставительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Достоверность бюджета – этот принцип обеспечивает на­дежность показа­телей прогноза социально-экономического разви­тия соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств озна­чает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получате­лей бюджетных средств на финансирование определенных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: