Вопрос 2. Глобализация финансовых ресурсов мира

Глобализация финансовых ресурсов мира. Финансовые ресурсы – это наи­более глобализированный экономический ресурс мира. Об этом говорят громад­ные обороты на некоторых сегментах мирового финансового рынка, прежде всего на валютном рыке и рынке деривативов, а также все воз­растающее присутствие нерезидентов на рынках кредитов и акций. Высокий уровень глобализации финан­совых ресурсов объ­ясняется прежде всего тем, что это наиболее мобильный вид эко­номических ресурсов (точнее, наиболее мобильная часть такого экономиче­ского ресурса, как капитал).

Исторический процесс формирования глобальных финансов как отношений между субъектами международных экономических от­ношений по поводу пере­распределения валовой добавленной стои­мости на мировых финансовых рынках сопровождался постепен­ным замещением внутренних факторов развития нацио­нальных хо­зяйственных систем внешними. Это приводило к многоплановым яв­лениям:

- все большая доля валового внутреннего продукта стран мира реализовыва­лась на мировых товарных рынках,

- прямые ино­странные инвестиции превратились в важнейший источник финан­сирования процессов национального воспроизводства развитых стран мира,

- мировые финансовые рынки стали аккумулировать портфельные инвести­ции и спекулятивный капитал практически всех стран.

Необходимость регулирования огромных финансовых потоков на глобальном экономическом пространстве потребовала появления соответствующей этому ин­ституциональной структуры – международных финансовых институтов.

В общем виде становление глобальных финансов как обособлен­ной подсис­темы глобальной экономики можно представить следую­щим образом. На первом этапе расширялись экспортно-импортные операции, формировался мировой ры­нок товаров, а потом и услуг, параллельно функционировал рынок иностранной валюты и золота. На этой материальной базе ускорились потоки капитала между на­циональными финансовыми системами. В результате сформировал­ся мировой рынок денег, капитала, фондов.

Однако формирование глобальный рынков товаров, капитала, труда не оста­новилось на этом, а привело к совершенно новому явлению, которое приобрело все качества наднациональных эконо­мических систем. Речь идет о транснацио­нальных, или многонацио­нальных, компаниях и коммерческих банках. Именно эти структуры стали материальным основанием для транснационального произ­водства и мировых рынков кредитных ресурсов.

Такое усложнение процессов глобализации привело к необхо­димости созда­ния на глобальном уровне институтов, которые бы регулировали функционирова­ние различных подсистем мировой (глобальной) экономики: Международного ва­лютного фонда, Все­мирного банка, Европейского банка реконструкции и разви­тия, Парижского и Лондонского клубов кредиторов.

Системная реформа должна быть основана на пяти принципах:

1) новая система должна иметь международную систему регули­рования;

2) в рамках регламента международной системы регулирования отдельные государства должны сохранять свой суверенный интерес, чтобы реализовать на­циональные интересы. Однако трудно пред­ставить реализацию столь противоре­чивых принципов, полностью международное руководство и неприкосновенный национальный суверенитет;

3) соглашения по международной ликвидности должны с самого начала бази­роваться исключительно на СДР при условии сохране­ния других резервных акти­вов – золота, долларов и других нацио­нальных валют, разрешенных только но­выми правилами, чтобы предотвратить негативное влияние на систему;

4) необходимое улучшение в процессах регулирования должно быть связано в первую очередь с гибкими валютными курсами, ого­воренными в рамках между­народных соглашений и при условии введения санкций международной валютной системы в экстремаль­ных ситуациях;

5) реальная кооперация ведущих центров силы исключительно важна в усло­виях длительной валютной реформы. Поддержание этого сотрудничества должно стать приоритетной целью как для США, так и для других стран-участниц.

Проблема регулирования – ключевая проблема эффективной глобальной фи­нансовой системы. Интересы США и роль доллара остаются критическими при разработке решений по вопросам меж­дународной ликвидности и альтернативных активов.

Единственным эффективным и политически реализуемым мето­дом обеспече­ния эффективного регулирования в ближайшем буду­щем представляется исполь­зование для этой цели изменения ва­лютных курсов.

К решению этой проблемы есть два подхода. Первый связан с концентриро­ванием внимания на прошлых тенденциях в паритете валютного курса и составле­нием на этой основе представления об эффективных направлениях его изменения. Второй требует отказа от системы фиксированных курсов и неизбежного вмеша­тельства на­циональных правительств в решение проблемы плавающих курсов.

Для реализации этих подходов потребуются дополнения к статьям соглаше­ния о МВФ, обеспечивающим регулирование в рамках режима номинально фик­сированных курсов валют на гло­бальном экономическом пространстве. Необхо­дим международный контроль как за ликвидностью, так и за механизмом форми­рования международных валютных ресурсов с помощью СДР. Это позволит уст­ранить риск разрушения системы международных резервов, сократить возмож­ность избытка долларов в валютной системе.

В этой ситуации отход от эквивалентного обмена и перелив фи­нансовых по­токов в спекулятивный капитал предопределяют необ­ходимость формирования наднациональных структур регулирования мировых денежных потоков как в плане создания международного финансового права, так и в плане признания его приоритетности в сравнении с национальными правовыми актами в сфере финан­сов.

Систему глобальных финансов можно представить как совокуп­ность мировых финансов, транснациональных воспроизводствен­ных систем и национальных фи­нансовых систем в части элементов, формирующих глобальные финансовые по­токи. Глобальные финан­сы функционируют посредством взаимодействия всех подсистем и обслуживающих их финансовых потоков. Трансграничные финан­со­вые потоки в определенной степени взаимозависимы с трансна­циональными вос­производственными комплексами, постоянно ме­няющими круг участников, ис­пользующими разнообразные источ­ники новейших глобальных финансовых ис­точников или новые сферы приложения их финансовых ресурсов.

В качестве новых форм организации глобальных финансов воз­никают такие финансово-экономические структуры и соответствую­щие им субъекты, как оф­шорные зоны, свободные экономические зоны, зоны наибольшего благоприятст­вования, свободной торговли, таможенные, платежные, валютные, экономические союзы и т.д.

Таким образом, глобальную финансовую систему можно опре­делить как вы­несенную за национальные рамки систему финансо­вых потоков, кредитно-финан­совых, валютных, платежных и де­нежных отношений, определяющих структуру глобального финан­сового пространства. Материальная и технологическая база гло­бального финансового рынка привела к его обособлению в рамках глобальной экономики, превратив в специфический механизм пе­рераспределения части вало­вой добавленной в транснациональном производстве стоимости между держате­лями материальных и фи­нансовых активов.

Глобальные финансы явились центральной подсистемой гло­бальной эконо­мики, которая в современных условиях превратилась в самостоятельную, само­достаточную и самоорганизующуюся структуру, имеющую собственные законо­мерности развития и пове­дения. На современной стадии развития глобальной эко­номики и сформировавшейся системы глобальных финансов именно они

Позитивные и негативные последствия глобализации финансовых ре­сурсов мира.

Глобализация финансовых ресурсов порождает как позитив­ные, так и нега­тивные последствия. К первым можно отнести прежде всего смягчение нехватки финансовых ресурсов в мире, в результате чего в современных условиях, особенно в развитых и некоторых развивающихся странах, капитал (прежде всего в де­неж­ной форме) уже не является дефицитным ресурсом. Глобали­зация также усиливает конкуренцию на национальных финансо­вых рынках и тем самым снижает стои­мость финансово-кредит­ного посредничества (финансовых услуг).

К отрицательным последствиям глобализации финансовых ресурсов мира нужно отнести в первую очередь усиление неста­бильности национальных финансовых рынков, которая происхо­дит, во-первых, из-за того, что финансовые кризисы в отдельных регионах (особенно при наличии крупных финансовых цен­тров) сильнее сказываются на других странах и регионах, а во-вторых, вследствие либерализации национальных финансовых рынков, что делает их более доступ­ными для «горячих денег».

Другим отрицательным последствием глобализации является все большая зависимость мировой экономики от функциониро­вания финансового (денежного), а не реального капитала (реаль­ного сектора экономики). Этот процесс, давно на­чавшийся в раз­витых странах, все больше распространяется на всю мировую эко­номику. Суть его заключается в том, что во взаимосвязи денеж­ного и реального капитала первый становится все менее зависи­мым от второго и, более того, даже начинает преобладать над ним. В результате состояние национальных экономик все больше за­висит от состояния их финансов.

Однако в условиях глобализации состояние национальных финансов все больше зависит от поведения нерезидентов, кото­рые все активнее присутствуют на национальных финансовых рынках, а также от состояния рынков финансов в других странах и регионах мира и, особенно, от положения дел в международ­ных финансовых центрах. Так, начавшийся в2000 г.рост российского ВВП был оста­новлен в 2008 г. финансовым кризисом, во многом (но не только) спровоцирован­ным поведе­нием нерезидентов на финансовом рынке России, которые были напу­ганы мировым финансовым кризисом.

Глобализация финансовых ресурсов мира приводит к тому, что сила воздей­ствия национальных правительств на национальные финансы ослабевает. Одно­временно во всех странах усиливается воздействие на национальные финансовые рынки транснацио­нальных корпораций, а также международных институциональ­ных инвесторов и международных спекулянтов. На финансы стран – участниц международных интеграционных объединений усиливается воздействие принятых общих решений или вообще их общей финансовой политики (как это происходит в ЕС). В раз­вивающихся странах и государствах с переходной экономикой растет воздействие на их рынки капитала международных эконо­мических организаций (прежде всего Международного валютного фонда и Всемирного банка). Более того, финансовый кризис укрепляет некоторых экономистов во мнении, что ми­ровая финансовая система должна активнее регулироваться Международным ва­лютным фондом или даже новой международ­ной финансовой организацией с на­много большими правами и ресурсами, чем МВФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: