Вопрос 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета

Формирование бюджета. Во всех государствах в результате деятель­ности хо­зяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере матери­ального производства национальный доход проходит последова­тельно стадии распределения и перераспределения. Важней­шую роль в перераспределении и дальнейшем использовании нацио­нального до­хода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда де­нежных средств, предназначенных для финансового обеспе­чения задач и функций государства.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой систе­ме страны. Он выражает часть распределительных отношений меж­ду государством, с одной сто­роны, предприятиями и населением — с другой, которые связаны с формирова­нием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государст­вом в тот или иной исторический период.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с разви­тием национального дохода страны и его пере­распределением. Основными фи­нан­совыми методами перерас­пределения национального дохода являются:

- образование и использование денежных накоплений (при­быть, налог на добав­ленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);

- организация налогов;

- финансирование отраслей народного хозяйства;

- формирование и использование общественных фондов по­требления, страхо­вых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помо­щью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприя­тий, реализации экономиче­ских задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как эконо­мическую катего­рию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство ис­пользует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредст­венно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инстру­мента проведения экономической и социальной политики.

Функции бюджета. Как экономическая категория бюджетные отношения яв­ляются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

- перераспределение национального дохода;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной по­литики государства;

- контроль за образованием и использованием централизован­ных фондов денеж­ных средств.

1. Распределительная функция бюджета проявляется через фор­мирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням госу­дар­ственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюд­жеты разных уровней пе­рераспределяется от 30 до 50% национального до­хода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, эко­но­мические отношения, направляя бюджетные средства на под­держку или раз­витие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государ­ство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы произ­водства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и по­требления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимо­связанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

- образование доходов бюджета;

- использование бюджет­ных средств (расходы бюджета).

2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и со­ци­альных процессов в стране.

Доходы бюджета – это экономические отношения между госу­дарством, с од­ной стороны, и хозяйствующими субъектами и граж­данами – с другой. Одновре­менно с этим доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в распоря­жение органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит импера­тивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают фи­нансовые взаимоотношения государ­ства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предпри­ятий и хозяйст­венных организаций. Существует известная зависимость между формами и вели­чиной изъятия в бюджет части прибы­ли предприятий и заинтересованностью по­следних в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем ис­пользовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Расходы бюджета – это экономические отношения, возникаю­щие между го­сударством, с одной стороны, организациями, учрежде­ниями и гражданами — с другой, в ходе использования централизо­ванных фондов денежных средств.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов го­сударство по­лучает возможность обеспечивать денежными средст­вами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство ква­лифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспе­чение обороноспособности страны.

3. Посредством бюджета национальный доход перераспределя­ется по терри­тории, а также из производственной в непроизводст­венную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, об­разования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспре­деляются фи­нансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропор­ционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения националь­ного дохода, государство направляет средства в первую оче­редь в те отрасли на­родного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. по­средством бюджета производится межтеррито­риальное и межотрасле­вое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдают­ся интересы экономического развития страны в целом и интересы про­порционального развития регионов.

Через государственный бюджет проходит финансирование научных учрежде­ний, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые в свою очередь являются основой для развития прикладной науки и создания новой тех­ники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем са­мым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь госу­дарства, рацио­нально размещать денежные и материальные ресурсы в народном хозяйстве, спо­собствует техническому прогрессу и усили­вает экономический потенциал госу­дарства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджет­ного регулирования осуществля­ется в широком масштабе меж­территориальное распределение средств, наделение необходимы­ми источниками доходов региональных и местных бюджетов, кото­рые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он явля­ется главным источником финансирования. Именно через государ­ственный бюджет реализуется финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

4. Контрольная функция бюджета действует одновременно с распо­ряди­тельной и предполагает возможность и обязанность государствен­ного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: