Вопрос 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к вы­воду о не­обходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных ис­точников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются обще­ственные фонды потребления.

Общественные фонды потребления используются для финанси­рования уч­реждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и пре­старелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и много­детным семьям, семьям, потерявшим кормильца, без­работным и др.).

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, за­висит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального произ­водства.

Источник формирования фондов: национальный доходу созданный трудо­способны­ми гражданами и прошедший затем перераспределение через бюд­жеты и внебюджетные фонды.

Мобилизуемые в бюджеты и внебюджетные фонды денежные средства по­зволяют государству осуществлять социальную политику.

В СССР средства общественных фондов потребления, исполь­зуемые для со­циальной защиты населения, направлялись в государ­ственный бюджет государст­венного социального страхования, кото­рый, в свою очередь, был составной ча­стью государственного бюд­жета СССР.

В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государст­венного бюджета и на их основе были созданы внебюджетные фонды.

Цель:

• усилить контроль представительных органов власти за целе­вым использо­ванием общегосударственных средств на соци­альную защиту населения;

• передать исполнение бюджетов внебюджетных фондов из сферы государ­ственной исполнительной власти органам управления специально созданных фон­дов;

• создать четкий механизм формирования и использования целевых вне­бюджетных фондов, соизмерить величины ис­точников формирования этих фондов с суммами используе­мых ими средств;

• снять нагрузку с центрального бюджета, из которого раньше давалась до­тация на социальную защиту населения.

Внебюджетные фонды – это совокупность денежных распредели­тельных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

Распределительная функция выражается в перераспределении че­рез вне­бюджетные фонды части национального дохода в пользу оп­ределенных социаль­ных слоев населения.

Контрольная функция проявляется в сигнализации обществу о воз­никших отклонениях в производственном либо социальном процессе.

Внебюджетные фонды, как и бюджет, способствуют государст­венному регу­лированию социальных процессов, содействуют более справедливому распреде­лению национального дохода между соци­альными слоями населения.

В зависимости от источников формирования, назначения и мас­штабов ис­пользования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децен­трализованные.

1. Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют об­щегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государст­венных) внебюджетных фондов вхо­дят:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования Российской Федерации;

• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

2. Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:

1) по решению региональных и муниципальных органов власти для реализа­ции региональных и местных проектов;

2) для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, Фонд конверсии и др.).

Источники внебюджетных фондов:

1) обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (специаль­ные целевые налоги и страхо­вые взносы);

2) добровольные взносы юридических и физических лиц;

3) доходы, полученные от размещения временно свободных средств;

4) другие доходы, предусмотренные соответствующими зако­нодательными актами.

Средства государственных и территориальных (региональных и местных) внебюджетных фондов находятся соответственно в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собра­нием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финан­совый год.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюд­жетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими кон­троль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджет­ной системы Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 144) в Российской Федерации функционирует ряд внебюджет­ных социальных фондов. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Фонд создан на основании По­становления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государст­венного управления финансами пенсионно­го обеспечения граждан. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991 г.

В соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном стра­ховании в РФ» № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. субъектами обязатель­ного пенсионного стра­хования являются федеральные органы государ­ственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.

Страховщиком является Пенсионный фонд Российской Феде­рации. Пенсион­ный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территори­альные органы составляют единую централизованную систему органов управле­ния средствами обяза­тельного пенсионного страхования в Российской Федерации, в ко­торой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионно­го фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Страхователями являются лица, производящие выплаты физи­ческим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), и адвокаты.

Застрахованные лица — это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Россий­ской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

• работающие по трудовому договору или по договору граж­данско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

• самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивиду­альные предпри­ниматели, занимающиеся частной практи­кой нотариусы, адвокаты, детективы и др.);

• являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

• работающие за пределами территории Российской Федера­ции в случае уп­латы страховых взносов;

• являющиеся членами родовых, семейных общин малочис­ленных народов Севера, занимающихся традиционными от­раслями хозяйствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: