Вопрос 2. Государственные социальные внебюджетные фонды

Пенсионный фонд обязан:

• подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;

• назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обя­зательное стра­ховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персо­нифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Россий­ской Фе­дерации другие виды пенсий, социальные пособия на погре­бение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

• осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательно­го страхового обеспечения, в том числе на льготных услови­ях в связи с особыми условиями труда;

• составлять проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивать исполнение указанного бюджета;

• регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застра­хованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и прини­мать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

• обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием;

• осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

• осуществлять регистрацию страхователей;

• вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсион­ному страхованию;

• вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обяза­тельному пенсион­ному страхованию, индивидуальный (персонифицирован­ный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц;

• обеспечивать режим ведения специальной части индивиду­ального лице­вого счета в соответствии с требованиями, ус­тановленными федеральным зако­ном;

• обеспечивать своевременный учет в соответствующих разде­лах специаль­ной части индивидуального лицевого счета по­ступивших страховых взносов на накопительную часть тру­довой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;

• обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхо­вания в соответствующих специальных частях индивидуаль­ных лицевых счетов;

• бесплатно консультировать страхователей по вопросам обя­зательного пен­сионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обя­зательном пенсионном страховании;

• организовывать через свои территориальные органы бес­платные консуль­тации для застрахованных лиц по вопросам обязательного пенсионного страхова­ния;

• развивать международные связи в области обязательного пенсионного стра­хования в Российской Федерации.

Доходы Пенсионного фонда РФ формируются за счет следую­щих источни­ков:

1) отчислений от единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет;

2) отчислений от единого налога по специальным режимам на­логообложения, поступающего в федеральный бюджет;

3) страховых взносов;

4) средств федерального бюджета;

5) сумм пеней и иных финансовых санкций;

6) доходов от размещения (инвестирования) временно свобод­ных средств обязательного пенсионного страхования;

7) добровольных взносов физических лиц и организаций, упла­чиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц

8) иных источников, не запрещенных законодательством Рос­сийской Феде­рации.

Страховые взносы – наиболее весомая часть бюджета Пенси­онного фонда. Для страховых взносов объектом обложения являет­ся налоговая база единого со­циального налога. Тарифы страховых взносов зависят от возраста застрахованного лица и от размера на­логооблагаемой базы. В соответствии с этими критериями, устанав­ливаемыми Законом РФ «Об обязательном пенсионном страхова­нии», размеры тарифов при величине базы начисления страховых взносов на каждое фи­зическое лицо до 280 тыс. руб. колеблются от 4 до 14%. С увеличением размера базы начисления тарифы увели­чиваются в соответствии с утвержденной Законом шкалой.

В 2004 г. доходная часть бюджета Пенсионного фонда имела следующую структуру: средства единого социального налога, посту­пающие из федерального бюджета, составили 44%; страховые взно­сы на обязательное пенсионное страхо­вание на выплату страховой части трудовой пенсии – 38%; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовое пенсии – 8%; средства федерального бюджета – 6%; доходы, полученные от раз­мещения временно свободных средств, – 3%. Доля остальных источников не пре­вышала одного процента.

Поступающие в бюджет Пенсионного фонда средства направ­ляются на:

• выплату в соответствии с законодательством Р Ф и международными дого­ворами Российской Фе­дерации трудовых пенсий и социальных пособий на погре­бение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуально­го лицевого счета застрахованного лица, в негосударствен­ный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования на­копительной части трудовой пенсии;

• доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

• финансовое и материально-техническое обеспечение теку­щей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов).

В 2004 г. ведущими направлениями использования средств Пен­сионного фонда РФ были:

расходы по обязательному пенсионному страхованию (90% всех расходов), расходы по обязательному пен­сионному обеспечению (6%);

расходы на финансовое и материаль­но-техническое обеспечение деятельно­сти Пенсионного фонда (3%). Доля остальных расходов не превышала одного процента.

Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются фе­деральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составля­ется на финан­совый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Прави­тельства Российской Федерации федеральными законами в поряд­ке, определяемом Бюджетным кодексом Россий­ской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). Фонд был создан в 1990 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. с целью управления сред­ствами государственного социального страхования России.

Основными задачами фонда являются:

1) обеспечение гарантированных государством пособий по вре­менной нетру­доспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребен­ком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели госу­дарственно­го социального страхования;

2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социаль­ного страхования;

3) разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федера­ции предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное соци­альное страхование;

4) организация работы по подготовке и повышению квалифи­кации специали­стов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и насе­ления по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

• отчислений от единого социального налога;

• отчислений от единого налога по упрощенной системе нало­гообложения;

• отчислений от единого налога на вмененный доход;

• страховых взносов субъектов хозяйствования по социально­му страхова­нию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств ФСС в бан­ковские вклады производится в пределах средств, преду­смотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

• добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступ­лений иных финансовых средств, не запрещенных законода­тельством;

• ассигнований из федерального бюджета Российской Феде­рации на покры­тие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) ли­цам, пострадавшим вслед­ствие радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

• прочих доходов.

В доходах Фонда отчисления от единого социального налога со­ставляют при­мерно 75%, отчисления от единого налога по упро­шенной системе налогообложе­ния – 0,5%, отчисления от единого налога на вмененный доход – 0,5%, страховые взносы субъектов хо­зяйствования – 21%, средства федерального бюджета – 1,5%, дохо­ды от инвестирования части временно свободных средств – 0,5%.

Как видим, наибольшая часть доходов Фонда формируется за счет отчисле­ний от единого социального налога. Отчисления от этого налога в Фонд зависят от размера налоговой базы и категории налогоплательщиков. Для налогоплательщи­ков, производящих вы­платы физическим лицам, организаций, индивидуальных предпри­нимателей при налоговой базе на каждое физическое лицо до 280 тыс. руб. взносы в Фонд составляют 2,9%.

Для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроиз­водителей, ор­ганизаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин ко­ренных малочисленных народов Севе­ра ставка взносов в Фонд – 2,2%.

При повышении размера налоговой базы на каждое физическое лицо ставки взносов увеличиваются в соответствии с утвержденной шкалой ставок.

Средства Фонда направляются на:

1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, бере­менности и ро­дам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста по­лутора лет, на погребение;

2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их се­мей, а также на другие цели государственного социаль­ного страхования, преду­смотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакто­риев, санаторных и оздорови­тельных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольно­му обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и др.);

3) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

4) финансирование деятельности подразделений органов испол­нительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудо­вых прав работников, ох­рану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда);

5) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

6) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, вклю­чая разъяснительную работу среди населения.

Денежные средства Фонда являются государственной собствен­ностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются Прави­тельством Рос­сийской Федерации, а бюджеты центральных отрас­левых отделений Фонда и от­четы об их исполнении после рассмот­рения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Наибольшая часть мобилизованных в Фонд средств использует­ся для вы­платы пособий по временной нетрудоспособности — 56%. На ежемесячные стра­ховые выплаты направляется 14%, на пособия по беременности и родам — 8, на пособия по уходу за ребенком до 1,5 года — 4, на пособия при рождении ребенка — 4, на медицин­скую, социальную и профессиональную реабилитацию — 3%.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ. Фонды ОМС созданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страхо­вании в РСФСР» от 28 июня 1991 г. В Законе определены правовые, экономиче­ские и органи­зационные основы медицинского страхования населения в РФ. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственно­сти населения и госу­дарства, предприятий, учреждений, организа­ций в охране здоровья граждан в но­вых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицин­скую помощь. Этим Законом в стране было введено медицинское страхование. Цель его – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финанси­ровать профилактические меро­приятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обяза­тельном и доб­ровольном.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами меди­цинского страхования, кото­рые гарантируют объем и условия ока­зания медицинской, лекарственной помощи гражданам.

Добро­вольное медицинское страхование осуществляется на основе про­грамм добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам полу­чение добровольных медицинских и иных услуг сверх установленных програм­мами обязательного медицинского страхования.

Фонды медицинского страхования предназначены для финанси­рования стра­ховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с дого­ворами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и терри­ториальном уровнях.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридиче­ские лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъек­тами, с любыми формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом.

Страховые медицинские организации имеют право выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицин­ского страхования, устанавливать раз­мер страховых взносов по добровольному медицинскому страхова­нию, принимать участие в определении тарифов на меди­цинские услуги, контролировать объем, сроки и качество медицинской по­мощи в соответствии с условиями договора, защищать интересы застрахованных.

Финансовые ресурсы, предназначенные для обязательного ме­дицинского страхования, направляются в федеральный и террито­риальные внебюджетные фонды обязательного медицинского стра­хования, которые были созданы для реа­лизации государственной политики в области обязательного медицинского стра­хования.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования нахо­дятся в государственной собственности и не вхо­дят в состав федерального и ре­гиональных бюджетов.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования формируется за счет:

• отчислений от единого социального налога;

• отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;

• отчислений от сельхозналога;

• отчислений от единого налога на вмененный доход;

• добровольных взносов юридических и физических лиц;

• доходов от использования временно свободных финансовых средств фон­дов.

Территориальные фонды ОМС формируются за счет:

• отчислений от единого социального налога;

• отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения;

• поступлений из территориальных бюджетов в качестве стра­ховых взносов за неработающее население;

• поступлений из Пенсионного фонда РФ на обязательней медицинское стра­хование неработающих пенсионеров;

• поступлений средств Федерального фонда ОМС на вырав­нивание финансо­вых условий деятельности территориаль­ных фондов ОМС;

• доходов от размещения временно свободных денежных средств.

Главным источником формирования федерального и территори­альных фон­дов ОМС является единый социальный налог. В соот­ветствии с Налоговым кодек­сом размер ставок в эти фонды завис» от категории налогоплательщика этого на­лога и налоговой базы на каждое физическое лицо.

При налоговой базе на каждое физическое лицо до 200 тыс. руб. ставка взно­сов составляет:

• для налогоплательщиков, производящих выплаты физиче­ским лицам, ор­ганизаций и индивидуальных предпринимателей в Федеральный фонд ОМС – 1,1%, в территориаль­ные фонды – 2,0%;

• для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаро­производителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера в Федеральный фонд ОМС – 1,1 в тер­риториальные фонды – 1,2%;

• для индивидуальных предпринимателей ставка в Федераль­ный фонд – 0,5%; в территориальные фонды – 1,9%;

• для адвокатов ставка в Федеральный фонд – 0,8%; в территориальные фонды – 1,9%.

При повышении размера налоговой базы на каждое физическое лицо ставки взносов увеличиваются в соответствии с утвержденное шкалой ставок. Основная часть (почти 90%) средств Федерального фонда ОМС направляется на выравнива­ние финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС. На финан­сирование целевых про­грамм выделяется примерно 10%.

Главными направлениями расходования средств территориаль­ных фондов ОМС является финансирование территориальных про­грамм обязательного меди­цинского страхования (более 90%) на финансирование мероприятий в области здравоохранения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: