Вопрос 1. Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит – одно из звеньев финансово-кредитной системы. Он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной сто­роны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, креди­тора или гаранта.

Наибольшее развитие во всем мире получила деятельность госу­дарства в ка­честве заемщика. Объемы операций в качестве кредито­ра, т.е. когда государство предоставляет из бюджета средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, встречается значительно реже. В тех случаях, когда государ­ство бе­рет на себя ответственность за погашение займов или выполнение каких-либо иных обязательств, взятых другими заемщиками, оно является гарантом.

Как экономическая категория, государственный кредит находит­ся на стыке двух видов денежных отношений – финансов и креди­та – и несет признаки как тех, так и других. В качестве звена фи­нансовой системы он обслуживает форми­рование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после дохо­дов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления.

Как один из видов кредита государственный кредит тесно свя­зан с другими видами кредитных отношений и имеет ряд особенно­стей, отличающих его от классических финансовых категорий, на­пример налогов.

В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории на­шего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при раз­мещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от платель­щика в централи­зованные денежные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность. Последнее озна­чает, что через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается и от других видов кредит­ных отноше­ний. Эти отличия обусловлены не только субъектами отношений, но и направле­нием использования средств, особенно­стями ценообразования на привлеченные или выданные ресурсы, формированием обеспечения.

Как финансовая категория, государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и кон­трольную.

Распределительная функция. Через распределительную функцию государ­ственного кредита осуществляется формирование централи­зованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в каче­стве заемщика, государство обеспечивает дополни­тельные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

За счет позаимствованных средств государство может финанси­ровать теку­щие или капитальные расходы. Для сохранения плате­жеспособности государства краткосрочные займы могут направ­ляться только на покрытие кассовых разрывов, тогда как средне­срочные и долгосрочные позволяют финансировать капитальные расходы.

Финансирование расходов капитального характера за счет поза­имствованных средств в определенных пределах имеет положитель­ное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30—50 лет и более. В этом случае их строительство не должно быть оплачено в течение не­скольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет вос­пользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финан­сирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствую­щий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и про­центы по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции го­сударственного кредита заключается в том, что с ее по­мощью налоговое бремя более равномерно распределяется во вре­мени и при благоприятных обстоятельст­вах может быть даже сни­жено. Финансирование расходов за счет займов позво­ляет не уве­личивать налоги в заданный период времени, что пришлось бы сде­лать в противном случае.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирова­ния расходов, связанных с обслуживанием и погаше­нием государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов по­строен­ный объект после вступления в действие начинает приносить при­быль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления нало­гового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в ре­зультате госу­дарственных займов капиталов, например финансиро­вании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погаше­ния задол­женности по уже выпушенным называется рефинансированием го­сударственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствова­ниями государ­ства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть на­логов вынуждено на­правлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих рав­ных условиях.

Регулирующая функция. Вступая в кредитные отношения, госу­дарство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капита­лов, на производство и занятость. Соз­нательно используя государ­ственный кредит как инструмент регулирования эко­номики, госу­дарство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различ­ных групп инвесторов. Мобилизуя средства физиче­ских лиц, государство сжимает платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита финансируется развитие производства, напри­мер инвестиции, произойдет абсолютное сокращение налич­ной де­нежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей количество на­личной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры пла­тежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кре­дитов под их залог, проводимые Центральным банком, являются важным инстру­ментом регулирования ликвидности ком­мерческих банков. В России подобные операции получили распро­странение после августовского кризиса рынка межбан­ковских кре­дитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государствен­ных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государ­ство увеличи­вает спрос на заемные средства и тем самым способст­вует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства и в то же время стимулирует их создавать на­копления, приоб­ретая государственные ценные бумаги.

До определенных пределов этот процесс не оказывает сущест­венного нега­тивного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свобод­ных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного по­глощения. Только после это­го активность государства на финансовом рынке выра­зится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных на­коплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость госу­дарство оказы­вает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимст­вованных за рубежом средств, высту­пая в качестве кредитора и гаранта. В про­мышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экс­порта продукции или производства в отдельных районах, испыты­вающих спад, путем гарантирования государством кредитов, пре­доставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя по­гашение задолженности банкам по кредитам, предостав­ленным мелким предпри­нимателям в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют го­сударственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам националь­ных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и заня­тости играют кредиты, предоставляемые за счет региональных бюд­жетов. С их помощью обес­печивается ускоренное развитие опреде­ленных районов или необходимых направ­лений экономики той или иной территории.

Контрольная функция. Контрольная функция государственного кредита ор­ганически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории.

Во-первых, она очень тесно свя­зана с деятельностью государства и состоя­нием централизованного фонда денежных средств,

во-вторых, охватывает движение стоимо­сти в обе стороны, поскольку пред­полагает возвратность и возмездность привлечения ресурсов,

в-третьих, осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредит­ными институтами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: