Киселева Татьяна Григорьевна,
Красильников Юрий Дмитриевич
В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально-культурной деятельности. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов гуманитарных вузов, практиков социально-культурной сферы.
ISBN-594778-058-5
© Т.Г. Киселева, 2004 © Ю.Д. Красильников, 2004 © Московский государственный университет культуры и искусств, 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………………………………5
Вводная часть. Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор……………………………………………………………19
1. Зарождение основ воспитания и просвещение на Руси в догосударственный период……………………………………………………19
2. Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках………………….21
3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII века……………………………………………………………………………….24
4. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX- начале XX веков………………………………………………………………………….27
5. Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов………………………………………………………30
Вопросы для контроля и самопроверки к материалу «Вводной части»……47
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности…….49
1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний……………………………..49
2. Функции и принципы социально-культурной деятельности…………….110
3. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности……125
4. Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития…………………………………………………………….140
5. Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа….149
Вопросы для проверки и самоконтроля к I разделу…………………………158
Виды учебной деятельности…………………………………………………..160
Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности………161
1. Досуг и досуговая деятельность…………………………………………..163
2. Образование и карьера……………………………………………………..197
3. Художественная культура и искусство……………………………………227
4. Физическая культура и спорт……………………………………………….247
5. Социально-культурная реабилитация и поддержка……………………….261
6. Межкультурное сотрудничество и коммуникация………………………299
Вопросы для проверки и самоконтроля II раздела…………………………318
Виды учебной деятельности…………………………………………………..319
Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности……………….320
1. Система субъектов и межсубъектных отношений………………………320
2. Человек как субъект социально-культурной деятельности………………324
3. Социально-культурные институты…………………………………………332
4. Семья как социокультурный институт……………………………………342
5. Средства массовой информации и коммуникации……………………….353
6. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля………………359
7. Социально-культурные общности и формирования………………………377
Раздел IV. Ресурсы социально-культурной деятельности…………………418
1. Понятие ресурсной базы…………………………………………………….418
2. Нормативно-правовой ресурс…………………………………………..….427
3. Кадровый (интеллектуальный) ресурс………………………………….....432
4. Финансовый ресурс…………………………………………………………445
5. Материально-технический ресурс………………………………………….451
6. Информационно-методический ресурс…………………………………….452
7. Морально-этический ресурс……………………………………………...…454
Вопросы для контроля и самопроверки к разделу IV………………..………459
Раздел V. Социально-культурные технологии……………………………….460
1. Технологические основы социально-культурной деятельности……...….460
2. Педагогические основы технологий………………………………………..480
3. Сущность и классификация социально-культурных технологий………...485
4. Культуротворческие и культуроохранные технологии………….………..488
5. Рекреативные технологии…………………………………………………..499
6. Образовательные технологии……………………………………………….508
7. Социально-защитные и реабилитационные технологии...………………..515
8. Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)…………..536
9. Исследовательские технологии..……………………………………………550
10. Проектные технологии…………………………………………….……….557
11. Альтернативные инновационные технологии……………………………561
12. Технологии коммуникации и общественных связей…………………….569
13. Информационно-просветительные и рекламные технологии…………..576
14.Технологии межнационального и межкультурного обмена
и сотрудничества…………………………………………………………..….593
Вопросы для контроля и самопроверки к разделу V……………………..…606
Примерные темы семинарских и практических занятий……………………608
Список литературы……………………………………………………………..608