Вопрос 11. Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

За муниципальными образованиями статьями 60-62 закреплены местные налоги и доля федеральных налогов и налогов по специальным налоговым режимам. Помимо этих доходов муниципальным образованиям из бюджета субъекта РФ могут быть переданы дополнительные доходы по нормативам, установленным законодательными актами субъектов РФ. В частности, в ст.58 БК РФ определено, что законом субъекта РФ (кроме закона, имеющий ограниченный срок действия), могут быть установлены единые для поселений, единые для муниципальных образований, единые для городских округов нормативы отчислений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в порядке замены дотации (полностью или частично) на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования. Размер таких нормативов должен исходить из зачисления в местные бюджеты не менее 15 % доходов по НДФЛ в консолидированный бюджет РФ.

С 2014 г. ст.58 п.3 определена обязанность органа власти субъекта РФ установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, производимый на территории РФ исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 % от суммы данного налога по консолидированному бюджету субъекта РФ.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации:

- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

- субсидий местным бюджетам;

- субвенций местным бюджетам;

- субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств Российской Федерации при исполнении полномочий, отнесенных к компетенции РФ;

- иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Субъект РФ может передать свои полномочия по предоставлению дотации поселениям на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным районам, передав им на эти цели из бюджета субъекта РФ субвенции.

Межбюджетные трансферты из бюджета субъекта РФ предоставляются при соблюдении бюджетного и налогового законодательства. Кроме того. статьей 136 БК РФ предусмотрены дополнительные условия для отдельных муниципальных образований, у которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов (кроме субвенций, а также средств Инвестиционного фонда РФ и инвестиционных фондов субъектов РФ, субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последний отчетных лет превышала 10 %, 30 %, 70 % собственных доходов местного бюджета. У муниципальных образований, у которых эта доля превышала 70 %, проводится проверка годового отчета об исполнении бюджета не реже 1 раза в 2 года.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) предусматриваются в бюджете субъекта РФ в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Порядок и методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)

утверждаются законом субъекта РФ.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предоставляются тем муниципальным районам (городским округам), уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом муниципального района (городского округа) исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по муниципальным районам и городским округам данного субъекта РФ с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Сумма дотации может быть заменена дополнительными нормативами по НДФЛ.

Дополнительный норматив рассчитывается соотношением:

Расчетный объем дотаций
Прогнозный объем НДФЛ

Средства, полученные муниципальным районом (городским округом) по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ сверх объема расчетной дотации, изъятию в бюджет субъекта РФ не подлежат.

Потери бюджета муниципального района (городского округа) в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ компенсации из бюджета субъекта РФ не подлежат.

Субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта РФ предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Могут предусматриваться субсидии на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств, а также иные межбюджетные трансферты, в том числе в форме дотаций, в пределах 10 % общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций).

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ формируются в бюджете субъекта РФ за счет:

1) субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти;

2) собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта РФ.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов:

1) дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;

2) субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

3) субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

4) иных межбюджетных трансфертов.

Законом субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта РФ субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта РФ уровня в расчете на одного жителя.

В Республике Башкортостан Межбюджетные трансферты общего характера представлены в таблице 1.3.7

Таблица 1.3.7 – Раздел 14 «Межбюджетные трансферты общего характера субъектов РФ и муниципальных образований»

Наименование показателя 2013 год закон №603-з Проект
2014 г. 2015 г. 2016 г.
Объем расходов (млн.руб.) 4642,0 7107,9 6345,7 6120,8
Доля в общем объеме расходов бюджета, % 4,1 5,7 4,8 4,7
Прирост (снижение) к предыдущему году (млн.руб.) Х 2465,9 - 762,2 - 224,9

Увеличение расходов в 2014 году связано с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ в части уменьшения норматива отчислений от НДФЛ для муниципальных районов и городских округов с 10 % до 5 % по муниципальным районам и с 20 % до 15 % по городским округам, с уменьшением дополнительного норматива отчислений от НДФЛ, подлежащего обязательной передачи в местные бюджеты с 20 % до 15 % от налоговых доходов консолидированного бюджета, а также с предоставлением межбюджетных трансфертов на частичную компенсацию дополнительных расходов, необходимых на реализацию положений указов Президента РФ.

Основным видом межбюджетных трансфертов общего характера являются дотации муниципальным районам и городским округам, доля которых составляет в 2014 – 2014 годах от 82,9 % до 91,8 %.

Часть дотации из фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов заменена дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ, размеры которых были согласованы с представительными органами местного самоуправления 41 муниципального района и 4 городских округов.

В результате замены дополнительным нормативом отчислений от НДФЛ 24 муниципальных района получат 100-процентный норматив от НДФЛ, 28

муниципальных образований – от 50 до 80 процентов налога.

Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов позволяет сократить разрыв в уровне бюджетной обеспеченности с 4 до 2 раз.

Предусмотрены иные дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, субвенции на выплату дотаций бюджетам поселений и иные межбюджетные трансферты на переселение граждан из ЗАТО город Межгорье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: