Тема 23.Межбюджетные трансферты

Бюджетная система – это совокупность взаимосвязанных бюджетов всех уровней. Взаимосвязь бюджетов осуществляется через межбюджетные отношения. Межбюджетные отношения складываются между органами государственными органами и органами местного самоуправления по поводу перераспределения между бюджетами различных уровней доходов и расходов и выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности. Межбюджетные отношения складываются по поводу финансовой помощи. БК РФ устанавливает порядок предоставления финансовой помощи в межбюджетных отношениях (гл.16). Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ осуществляется в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

Формы финансовой помощи (межбюджетные трансферты) одного уровня бюджета другому подразделяются:

1) финансовая помощь федерального бюджета бюджетам субъектов федерации и бюджета субъекта федерации местным бюджетам из фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований (соответственно федерального и региональных) в форме дотаций

2) финансовая помощь федерального бюджета бюджетам субъектов федерации и бюджета субъекта федерации местным бюджетам из фондов регионального развития и фондов развития муниципальных образований для долевого финансирования инвестиционных программ, развития общественной инфраструктуры (соответственно федерального и региональных) в форме дотаций и субвенций;

3) финансовая помощь из федерального и региональных фондов компенсаций в форме субвенций

4) возвратные и возмездные денежные средства (бюджетные кредиты)

Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Дотация, субсидия и субвенция - безвозвратные и безвозмездные денежные средства, бюджетный кредит всегда подлежит возвращению, возможна и на возмездной основе.

Тема 24.Бюджетный процесс- регламентируемая бюджетным законом деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по принятию и исполнению бюджета. Бюджетный процесс по федеральному бюджету определяется БК РФ, по бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам - соответственно законами субъектов Федерации и актами органов местного самоуправления. Выделяются следующие стадии бюджетного процесса:

1. Составление и внесение проекта бюджета. Это исключительная прерогатива исполнительных органов власти. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ в соответствии с БК РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Одновременно с проектом бюджета составляется пакет документов: прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год, долгосрочные целевые программы, основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год и др. На этой стадии особая роль отводится перспективному финансовому плану, который разрабатывается на три годаДо 15 августа Правительство РФ утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу. Одновременно с указанным проектом вносятся проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, и до 1 августа проект федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год. Таким образом, эта стадия завершается внесением в установленные сроки проектов бюджетных законов и пакета документов в законодательный орган власти.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета. Рассмотрение и утверждения бюджета - исключительная компетенция законодательных (представительных) органов власти. Государственная Дума РФ рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в четырех чтениях. При этом федеральные законы о внесении изменений в налоговое законодательство и законодательство о бюджете внебюджетных государственных фондов должны быть приняты Государственной Думой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении. Проекты законов о бюджетах внебюджетных фондов должны быть приняты Государственной Думой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума вправе: 1)передать указанный законопроект в согласительную комиссию; 2) вернуть в Правительство на доработку; 3) поставить вопрос о доверии Правительству РФ. Проект рассматривается во втором чтении, если Дума его отклоняет, то он передается в согласительную комиссию. Затем рассмотрение в третьем чтении с соответствующими поправками к проекту. При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете передается на рассмотрение в Совет Федерации.

Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала очередного финансового года допускаются следующие варианты. Государственная Дума может:

А) принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1 квартале очередного финансового года.

Б) ввести временное управление бюджетом, если закон о бюджете не вступил в силу через 3 месяца после начала финансового года (ст.190 БК РФ).

Если закон о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, орган исполняющий бюджет, правомочен осуществлять текущие расходы и не имеет права предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели, ограничен в осуществлении заимствований и др.

3) Исполнение бюджетов возлагается на органы исполнительной власти. Исполнение бюджета осуществляется по двум направлениям – доходам и расходам. Иными словами, исполнить бюджет – это значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансирование всех запланированных по бюджету расходов. Эта стадия включает: исполнение бюджета по доходам; составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств; утверждение смет доходов и расходов распорядителям и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств; расходование бюджетных средств.

Практически бюджет исполняется специальными субъектами: главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти РФ, субъекта Федерации, органа местного самоуправления, имеющий право распределять средства по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти и орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Получатель бюджетных средств -–бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

БК РФ устанавливает казначейское исполнение бюджетов, что означает открытие лицевых счетов каждому бюджетополучателю для оплаты бюджетных расходов в органах казначейства.

4) Составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета. БК РФ устанавливает оперативную, ежеквартальную, полугодовую и годовую отчетность об исполнении бюджета. Годовой отчет об исполнении бюджета утверждается (или отклоняется) представительным органом. Решение об отчете об исполнении бюджета должно быть опубликовано в средствах массовой информации.

Тема 25.Бюджетный контроль.

Это - один из видов финансового контроля. Согласно БК РФ можно выделить следующие виды бюджетного контроля в зависимости от органов, осуществляющих такой контроль:

· бюджетный контроль законодательных органов власти РФ, субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления (в том числе Счетные, контрольные палаты законодательных органов) (ст.265 БК РФ);

· бюджетный контроль органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (ведомственный контроль) осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного контроля, Феджеральное казначейство, финансовые органы субъектов Федерации, муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

В свою очередь первый вид бюджетного контроля в зависимости от стадий бюджетного процесса подразделяется на предварительный контроль, текущий и последующий контроль.

Тема 26.Ответственность за нарушения бюджетного законодательства.Ответственность за нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки административных правонарушений и преступлений, предусматривается соответственно Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 15.14. – 15.16), УК РФ. Бюджетная ответственность, как вид финансовой ответственности, устанавливается БК РФ и законами о бюджете.

Основанием бюджетной ответственности является полный состав бюджетного правонарушения – это неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрению проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы, влекущее применение к нарушителю мер принуждения (ст.281 БК РФ). Круг субъектов нарушений бюджетного законодательства включает наряду с получателями бюджетных средств, их руководителями, также органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за исполнение соответствующих бюджетов, и лица, их возглавляющие.

Бюджетное законодательство содержит перечень составов бюджетных правонарушений (ст.289-306 БК): нецелевое использование бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе; неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами; непредоставление либо несвоевременное предоставление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением; неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств; финансирование расходов сверх утвержденных лимитов, несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов и др.

Противоправное виновное поведение субъектов бюджетных отношений влечет применение к нарушителю мер принуждения. Меры принуждения, предусмотренные БК РФ (ст.282), по своей правовой природе подразделяются на две группы: штрафные и правовосстановительные. К первой относятся штрафы, ко второй:

· предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса,

· изъятие бюджетных средств (списание в бесспорном порядке сумм бюджетных средств),

· пени,

· приостановление операций по счетам в кредитных учреждениях.

· блокировка расходов

· иные меры в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Применение мер принуждения по бюджетному законодательству не освобождает должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной и уголовной ответственности.

Полномочиями по применению мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства наделены Минфин России (ст.165 БК РФ); руководители (их заместители) органов Федерального казначейства (ст.284 БК). Если бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты исполняются не органами Федерального казначейства, руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты (их заместители) в соответствии с полномочиями имеют право применять меры принуждения, предусмотренные БК РФ. БК РФ определяет и процедуру применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства. (ст.231, 255, 285, 288 и др.)

Тема 27.Сбалансированный бюджет - общий объем расходов = общему объему доходов + источники финансирования дефицитов бюджетов (на основе принципа сбалансированности)

Виды:

· сбалансированность прогнозированная - на стадтии разработки бюджета

· сбалансированность на стадии исполнения бюджета

· фактическая сбалансированность - на стадии подготовки отчетов

источники финансирования дефицитов бюджетов являются те же самые источники доходов только облеченные в специальную правовую форму, в силу того, что их цель тем не менее - покрытие расходов. (на уровне РФ этим источником является продажа драгоценных металлов и драгоценных камней)

Сбалансированность м.б. 2х видов:

· профицит бюджета - доходы больше расходов

· дефицит бюджета - расходы превышают доходы (в идеале дефицит бюджета не должен превышать 5% от ВВП)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: