Вопрос 10. Правовые основы регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации. Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

Порядок предоставления межбюджетных трансфертов регламентирован БК РФ, а также законодательными актами субъекта РФ и другими федеральными и региональными нормативно-правовыми актами.

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (ст.129):

1) дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

2) субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

3) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

4) иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

5) межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (статья 130 БК РФ):

1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного и налогового законодательства РФ.

2. В зависимости от доли межбюджетных трансфертов в объеме собственных доходах консолидированного бюджета субъекта РФ в двух из трех последних отчетных лет регионы объединены в три группы:

- при доле более 5%- субъекты РФ не могут заключать соглашение о кассовом обслуживании своего бюджета, бюджета территориального внебюджетного фонда, местных бюджетов исполнительным органов власти субъекта РФ;

- при доле более 20% - устанавливаются дополнительные условия;

- при доле более 60% - установлены более жесткие условия с обязательной ежегодной проверкой годового отчета об исполнении бюджета.

Перечень таких субъектов РФ, а также субъектов, у которых доля трансфертов менее 5% утверждается Минфином РФ.

Бюджетам субъектов РФ могут предоставляться межбюджетные трансферты для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Допускается утверждение на плановый период нераспределенного между субъектами РФ объема дотаций в размере не более 15% общего объема дотаций на первый год планового периода, и не более 20 % - на второй год планового периода.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы, и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

В составе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объем таких дотаций не может превышать 10% объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Субсидии – это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, по полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также по полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Допускается утверждение не распределенного между субъектами РФ объема субсидий в размере не более 5% общего объема соответствующей субсидии на первый год планового периода, и не более 10 % на второй год планового периода.

В соответствии с федеральными законами и принятыми нормативными правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Субвенции – это межбюджетные трансферты по передаче средств бюджета органам государственной власти субъектов РФ или ОМСУ на финансовое обеспечение расходных полномочий того органа власти, который передает эти полномочия.

Допускается утверждение не распределенной между субъектами РФ субвенции в объеме, не более 5% общего объема соответствующей субвенции.

Субвенции распределяются между субъектами РФ по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг.

Межбюджетные трансферты предоставляются из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в форме:

1) субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

2) иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Для обеспечения выполнения принятых расходных обязательств субъектов Российской Федерации в 2014-2016гг. сформирована следующая система межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. В общем объеме расходов доля межбюджетных трансфертов в 2014 г. составляет

9,5 %

Таблица 1.3.6 - Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

Наименование 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
проект Темп роста к 2013г., % проект Темп роста к 2014г., % проект Темп роста к 2015г., %
Межбюджетные трансферты 1 393,5 1 308,8 93,9 1 303,9 99,6 1 309,0 100,4
в том числе:              
дотации 603,0 603,3 100,0 615,2 102,0 664,5 108,0
субсидии 484,6 300,4 62,0 291,3 97,0 242,6 83,3
субвенции 250,6 318,1 126,9 313,6 98,6 320,0 102,0
иные межбюджетные трансферты 55,3 87,0 157,3 83,8 96,3 81,9 97,7

Общий объем межбюджетных трансфертов на 2014 год предусмотрен в объеме 1 308,8 млрд. рублей, в том числе дотации – 603,3 млрд. рублей (46,1 % от общего объема трансфертов), субсидии – 300,4 млрд. рублей (23,0 %), субвенции – 318,1 млрд. рублей (24,3%), иные межбюджетные трансферты – 87,0 млрд. рублей (6,6 %).

Основным видом межбюджетных трансфертов являются дотации бюджетам субъектов Российской Федерации, которые предусмотрены на 2014 год в объеме 603,3 млрд. рублей, что составляет 90,9 % межбюджетных трансфертов общего характера.

В рамках дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации будут ежегодно предусматриваться средства на частичную компенсацию дополнительных расходов, необходимых на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в 2014-2015 годах в размере 100,0 млрд. рублей ежегодно, в 2016 году – 150 млрд. рублей.

Указанные средства будут предоставляться на осуществление социально-значимых расходов субъектов Российской Федерации, в том числе на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы.

Формирование федерального бюджета по программно-целевому принципу невозможно без консолидации межбюджетных субсидий в рамках соответствующих государственных программ.

Финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации будет производиться за счет субвенций из федерального бюджета.

Начиная с 2014 года, в федеральном бюджете предполагается предусмотреть единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации, которая будет включать в себя отдельные субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета по перечню, определяемому Правительством РФ, и направляться на финансирование соответствующих полномочий. Определение средств по каждому направлению будет осуществляться субъектами РФ самостоятельно, в рамках получаемых из федерального бюджета средств. Объем единой субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету конкретного субъекта РФ, будет рассчитываться как сумма объемов субвенций, формирующих единую субвенцию, определенных для данного субъекта Российской Федерации по методикам распределения этих субвенций.

Формирование единой субвенции обеспечит самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по распоряжению поступающими средствами федерального бюджета, а также повысит эффективность предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

При этом в отношении каждого конкретного полномочия будет предусмотрено утверждение значений целевых показателей. Контроль за их достижением будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти.

С учетом реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в период 2014-2016 годов для бюджетов субъектов Российской Федерации повышается значимость выполнения своих социальных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.

Важной задачей также остается повышение эффективности бюджетных расходов на региональном и местном уровне, что должно способствовать снижению риска несбалансированности региональных и местных бюджетов.

Стимулирование вышеуказанных преобразований на региональном уровне будет осуществляться за счет субсидий на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов, что будет способствовать внедрению лучших практик в сфере управления финансами.

В 2014-2016 годах на федеральном уровне будет продолжена работа по инвентаризации и уточнению разграничения расходных полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления и доходных источников между соответствующими бюджетами.

С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» с местного на региональный уровень власти передаются вопросы, связанные с финансированием обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, и доходные источники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: