double arrow

Характеристики основных типов международной компании

Для характеристики основных типов международной компании используем Концептуальную структуры организации менеджмента компании или "Пирамиду Маджаро".

Рис. 1 "Пирамида Маджаро"

Типы международных компаний: (маджаровская типология):

1. Макропирамида - компания, которая располагает четко выраженным стратегическим центром, из которого вырабатываемые в централизованном порядке решения по стратегическому планированию распространяются на другие подразделения корпорации:

СтранаА

Внешний рынок

Основные характеристики данного типа международных компаний: стратегическое планирование осуществляется централизованно; локальные менеджеры должны работать в рамках строгих стандартов; деятельность фирмы в целом ориентирована на результаты; маркетинговые усилия чаще всего направлены на стандартизацию маркетинг-микса;

фирма может оказаться негибкой, чтобы эффективно проводить операции под воздействием локальной зарубежной окружающей среды.

Такой тип применяют только сильные ТНК (типа Coca-Cola, Gillette иДР-)

2. "Зонтик" - сущность в дифференцированном подходе международных компаний к зарубежным целевым рынкам, что предполагает достаточно высокую автономию зарубежных подразделений, в том числе и на уровне принятия стратегических решений. Но центр сохраняет и в этой структуре лидирующую роль, формулируя общую постановку стратегических задач и обеспечивая помощь, рекомендации и всяческую поддержку своим зарубежным подразделениям.




Внешний рынок

Основные характеристики организационной структуры международной компании типа "Зонтик":

ограниченное, по количеству показателей, определенное центром стратегических целей в терминах роста прибыли и прибыли на инвестиции. Локальный менеджмент располагает достаточно высокой степенью свободы в интерпретации этих показателей;

тенденция к автономии и самообеспечению зарубежных подразделений; тенденция к дифференциации локальных стратегий подразделений; распространены конфликты интересов типа "центр - периферия"; автономия может приводить к конкуренции между "компаниями сестрами"; зарубежные подразделения часто теряют доверие к эффективности и профессионализму служб центрального аппарата.

3. "Интергломерат" или международный конгломерат - стратегический альянс различных фирм, осуществляющих обособленный бизнес с собственными правами, стратегическими задачами и способами их выполнения.



СтранаА

Внешний рынок

В главной штаб-квартире (стране А) сосредоточено только стратегическое управление: проводится обоснование стратегий, разрабатываются планы, принимаются конкретные решения и осуществляетсяконтроль заих исполнением. Эти подразделения при этом могут быть структурно организованными либо как макропирамиды, либо как "зонтик".

Основные характеристики интергломерата:

главная штаб-квартира управляет финансами, манипулируя денежными средствами вне зависимости от типа и географической привязки бизнеса; очень небольшой центральный аппарат - преимущественно консультанты высокого класса;

сильная связь между центром и дочерними предприятиями (вертикаль). Очень слабая связь между одноуровневыми подразделениями;

организация в целом контролируется горсткой лиц, действующих из центра, расположение которого позволяет удобно решать вопросы налогов, финансов или логистики.

Интергломерат и макропирамида явно тяготеют к случаю ТНК, а «зонтик» может проявиться в растущем, среднем и малом бизнесе.

Существует множество вариантов систематизации международных компаний, построенных на следующем базисе: товар, рынок, активы, менеджмент.

Классификация моделей международных компаний, разработанная Бартлеттом и Гошаллом (табл. 3)

Таблица 3






Сейчас читают про: