Цепочки ценности поставщиков––>Цепочки ценности фирмы––> Цепочки ценности канала сбыта––> Цепочки ценности покупателей
Временные факторы конкурентного преимущества фирмы определяются тем, каков источник преимущества:
Преимущества низкого ранга (дешевая рабочая сила или сырье) довольно легко могут получить и конкуренты.
Преимущество более высокого порядка (патентованная технология, уникальные товары, репутация фирмы) можно удерживать более длительное время.
Количество имеющихся у фирм явных источников конкурентного производства.
Постоянная модернизация производства и других видов деятельности. Если хочешь сохранить преимущество, нельзя стоять на месте. Формы международной конкуренции в различных отраслях:
Множественно-национальная. Конкуренция в каждой стране протекает независимо.
Глобальные отрасли. Глобальная конкуренция имеет место в таких отраслях, как выпуск гражданских самолетов, телевизоров, полупроводниковых приборов, копировальной аппаратуры, автомобилей, часов.
|
|
Возможны промежуточные формы.
Конкурентоспособность экономики - это способность экономики удовлетворять возрастающий совокупный спрос и поддерживать экспорт. Об утрате конкурентоспособности обычно говорят такие признаки, как увеличение импорта и падение экспорта. В узком смысле конкурентоспособность часто измеряется сравнением относительных темпов развития инфляции (Оксфордский толковый словарь).
Конкуренция - соперничество между поставщиками товаров и услуг в борьбе за долю рынка.
Чем определяется конкурентоспособность страны?
По мнению М. Портера: «Единственное на чем может основываться концепция конкурентоспособности - это продуктивность использования ресурсов. Рост уровня жизни в стране напрямую зависит от продуктивности использования ресурсов. Продуктивность использования людских ресурсов определяется их заработной платой, а продуктивность использования капитала определяет доход.»
С точки зрения Портера, фирмы получают конкурентное преимущество во всех формах, если конкурентными преимуществами обладает страна, т.е. конкурентоспособность экономики является определяющей в вопросах международной концепции фирм и отраслей.