Престижность столичной службы. Столичные и провинциальные типы чиновников

К середине XIX века, по определению Н. А. Любимова, друга и биографа М. Н. Каткова, "государственная идея приняла исключительную форму начальства: в начальстве совмещались закон, правда, милость и кара". В немалой степени этому способствовали изменения в организации управления. С созданием министерств (1802) именно в них сосредоточились все нити управления губерниями, переданные губернской реформой (1775) местным учреждениям - так "завершалась организация бюрократической системы управления, с обеспечением для монарха возможности лично и непосредственно руководить всем ходом дел через министров...". При Николае I (правил в 1825-1855 годах) эта система достигла своего развития и логического завершения. Централизация власти привела к ее дальнейшей бюрократизации: увеличилось число бумаг, усложнилось делопроизводство, что, в свою очередь, способствовало росту численности аппарата. Вследствие перераспределения власти между министерствами и губернскими учреждениями за последними остались в основном исполнительные функции, что окончательно подорвало в общественном мнении престиж гражданской службы в губернии.

По сравнению со столичной, служба в губернии всегда считалась неинтересной и второстепенной. Настоящая карьера была возможна только в столицах. Впоследствии этот взгляд нашел отражение в Университетском уставе (1835), дававшем право окончившим курс с отличием сразу поступать на службу в министерства. Стремление служить в столице привело к появлению чиновников "сверх штата", которые, как правило, служили "без жалованья". Особенно много их было во время правления Александра I. "...Чертоги коллегии, - писал Ф. Ф. Вигель, - наполнились чиновниками. Можно было ужаснуться собравшегося полчища. Прежние барьеры при Александре были сняты, число определяемых без жалованья ничем не было ограничено, выгода влекла к сему роду службы. (...) Исключая дежурства, весь этот народ не знал никакой другой службы; самолюбие у многих ограничивалось желанием схватить даром чина два-три".

Попытка правительства регулировать численность таких служащих не принесла желаемых результатов. Рескрипт "О сокращении числа чиновников по министерствам, чтобы не было сверх штата и лишних" (1812) привел лишь к частичному их сокращению. Ссылаясь на малочисленность штатных служащих, министры признавали необходимым иметь чиновников, которые "в ожидании мест, служат без жалованья". Так, в Петербурге в 1804 году жалованье не получали 7,4% чиновников, а в 1832 - 3,7%. Эта категория служащих резко отличалась от работавших собратьев. Различия в положении одних и других поразили молодого чиновника, в будущем сенатора К. И. Фишера, в 1822 году начинавшего службу в канцелярии министра: "Там я увидел два совершенно различных разряда чиновников. Одни, знакомые с директором или с его начальником, развязные, расфранченные, расхаживали перед директорским кабинетом, декламировали тирады из вчерашней трагедии угрюмым басом в подражание Каратыгину или напевали куплеты из водевилей; другой разряд трудился над засыпанными песком столами, поглядывая украдкой на более счастливых сверстников". О службе в столице мечтали многие, но стать министерским чиновником удавалось далеко не всем. И как бы удачно ни складывалась карьера губернского чиновника, он всегда не без доли зависти следил за продвижением по службе своих бывших коллег, сумевших устроиться в столице. Уехать в Петербург собирался и Г.И. Мешков, но, получив в 1834 году место секретаря губернатора, остался в Пензе. Однако мысль "об упущенном шансе" не давала ему покоя и 40 лет спустя. "Хорошо или худо поступил я, принявши это решение? - спрашивал он себя впоследствии.- Мог я, конечно, бывши в С-Петербурге, затеряться в толпе, потому что на службе в столицах все зависит от счастья, от удачи, от покровительства сильных мира сего, а у меня его не было, но с другой стороны - как знать? Могло случиться то, что и мне удалось бы достигнуть тех титулов и получить те высшие знаки отличия, которые достались в удел не только многим из моих сверстников, но даже нескольким из моих подчиненных...". В 1860 году Мешков все-таки стал петербургским чиновником, но это назначение было концом его службы. После отставки пензенского губернатора А. А. Панчулидзева, который, по выражению Салтыкова-Щедрина, "более двух десятилетий боролся с законом", Мешков был причислен к Министерству внутренних дел "без жалованья". Подобное назначение могло быть благом только при условии сохранения жалованья в губернии, но без такового чаще всего представляло простейший способ избавиться от неугодного человека. "...Сам в том виноват, - был ответ на вопрос Мешкова о причинах такой немилости, нечего было служить 24 года правителем канцелярии Панчулидзева". Бывшему секретарю губернатора Пензы ничего не оставалось, как подать в отставку.

М. П. Веселовский после окончания Казанского университета тоже мечтал о службе в Петербурге: "У меня, как и у многих молодых людей, вступающих в практическую жизнь, были светлые мечты - служить в столице, приносить обществу пользу, приобрести себе трудом обеспеченное положение". После четырех лет службы в Нижнем Новгороде ему, дворянину с высшим образованием, удалось осуществить свою мечту и в конечном итоге стать сенатором. Получить штатное место в Петербурге, даже имея поддержку влиятельных лиц, было трудно. К середине XIX века в связи с увеличением числа чиновников и проводившимися периодически сокращениями устроиться в столице стало практически невозможно. Веселовскому это удалось во многом благодаря протекции князя Л. М. Кугушева, служившего начальником отделения канцелярии Комитета министров. Будущий сенатор был принят в департамент исполнительной полиции "без содержания", оставаясь в штате Нижегородской губернии и получая оттуда жалованье. Только через год Веселовский получил штатное место столоначальника в хозяйственном департаменте министерства внутренних дел.

В этом департаменте, который при директоре Н. А. Милютине "высоко стоял в общественном мнении", служили "большей частью университетские воспитанники, люди образованные и приятные собеседники". Однако состав служащих различных департаментов был неоднородным и формировался в зависимости от вкуса, представлений и происхождения директоров. В частности, чиновники департамента исполнительной полиции были в основном костромичи и многие из семинаристов, как и директор В. В. Оржеховский. Его служащие "так знали дело и так были вышколены, что он сам мог служить спустя рукава".

С созданием министерств возник особый тип гражданского служащего - министерский чиновник, "который решал заглазно все местные потребности России путем канцелярского порядка". На протяжении первой половины XIX века этот тип чиновника претерпел определенную эволюцию. По описанию Вигеля, бюрократ 1820-х годов, "коль скоро получит место сколь-нибудь видное, думает быть министром. Он делается горд, в обращении холоден и в то же время словоохотлив, но с теми, которые в молчании по целым часам готовы его слушать... Как бы ни мало было занимаемое им место, он заставляет просителей дожидаться в передней, обходится сними свысока и даже берет взятки, как-будто собирает дань с побежденных". В годы правления Николая I этот тип бюрократа приобрел ряд новых качеств и достиг расцвета. По мнению Веселовского, представление "о квинтэссенции изящного и величавого петербургского чиновника" давал директор департамента общих дел А. Гвоздев. "Когда он, франтоватый, гладко выбритый и раздушенный, появлялся в приемной... то можно было заглядеться на эластичные, волнообразные движения его тела. Смотря по тому, к кому он относился, он уподоблялся то грозному облику Юпитера-громовержца, то извивающейся фигуре заискивающей прелестницы. Ломаясь перед каким-нибудь губернским замухрышкой или расшаркиваясь перед влиятельной дамой, он как бы сам упивался той атмосферой низкопоклонства, лести и пройдошества, которую вокруг себя расточал".

В местном управлении к середине XIX века сформировались свои, отличные от министерского, но не менее характерные типы чиновников. Типичным для губернской бюрократии этого периода был состав нижегородской администрации. Здесь и губернский прокурор, который "вышел из училища правоведения, знал дело, но, как говорили, "брал", и полицеймейстер, который "не отличался бескорыстием и в конце службы попал под суд", и председатель казенной палаты, обогатившийся доходами от службы, а затем служивший в Петербурге, куда перешел и его "очень ловкий и типичный секретарь". Наконец, непременный в каждой губернии аристократ, сосланный "за шалости", - князь Л. А. Голицын, племянник морского министра князя Меншикова, который, "несмотря на то, что вовсе не учился, окончил курс в морском корпусе". Характерным для губернских учреждений был и секретарь палаты гражданского суда, представлявший "тип умного и даровитого подьячего, вертевшего своим начальством... Чтобы обделать дело в палате, следовало обратиться к... [нему]. За некоторое (довольно умеренное) приношение он, если возможно, удовлетворял просьбу... и ускорял (иногда изумительно) ход дела". Также типичен был чиновник особых поручений при губернаторе, "он не получил никакого образования, но обладал практической сметкой. Губернатор был высокого мнения о его деловитости. Ради этого он только и держал его на службе, так как нравственность его была самая низкая....Губернатор у себя в кабинете однажды накрыл... (его], когда тот тайком вытаскивал из ящика письменного стола 5 рублей". Такого типа чиновники (как правило, секретари или столоначальники) обычно начинали cлужбу с низших канцелярских должностей и, постепенно поднимаясь по служебной лестнице, накапливали огромный опыт практической работы, в совершенстве постигали все тонкости делопроизводства. Обладая при этом определенными способностями и умом, они становились незаменимыми для старших чиновников из дворян, которые службу начинали чаще всего в классных чинах и не особенно вникали в ее тонкости. Таким секретарем при пензенском губернаторе Панчулидзеве был упомянутый Мешков. Он пользовался неограниченным доверием губернатора: через него проходили даже секретные письма министров, которые те писали собственноручно, чтобы сохранить содержание в тайне. По свидетельству В. И. Глориантова, именно эта категория чиновников определяла характер деятельности бюрократической машины, так как большая часть начальников-дворян "...служила только ради одного почета и получения чинов и орденов, нисколько не занимаясь и не вникая в свои служебные обязанности и всегда беспрекословно подписывая все, что приходило к ним из канцелярии, где вся мудрость и творилась в то время посредством столоначальников и секретарей". Впрочем, административная система управления 1840-1850-х годов, предусматривавшая со сторону нижестоящих учреждений лишь беспрекословное повиновение и строгую исполнительную дисциплину, и не требовала от них оригинальных решений или инициативы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: