Уровни философского познания

Осознание отношения человека к миру, выработка его жизненной позиции происходит различными способами. Можно выделить три основных уровня, на которых реализуется философское размышление; эти уровни различаются по степени абстрактности и формам выражения философских идей.

Обыденная философия возникает на уровне практического мышления. Обыденная философия – это осознание человеком принципов своей жизни как проявления фундаментальных ценностей. На индивидуальном уровне она начинается, когда от принятия решений по каждому отдельному поводу человек переходит к выработке, формулировке и обоснованию своей жизненной позиции. На уровне общества это накапливающаяся народная мудрость, выработанные коллективным опытом на протяжении веков суждения о том, как устроена жизнь и как в ней должен действовать и вести себя человек. Обычнаяформа выражения философских идей на этом уровне – афоризм, т.е. краткая содержательная формулировка какого-либо тезиса, вывода. В народном сознании общезначимые формулировки такого типа – это пословицы, многие из которых имеют философский смысл, и притчи – более развернутые формулировки принципов, тоже зачастую иносказательные.

Философские идеи, выраженные в художественных образах (чаще всего в литературных произведениях) составляют уровень философско-художественного мышления. Философия всегда присутствует в литературе, поднимающейся на уровень осмысления общечеловеческих ценностей. Именно такова классическая русская литература, поэтому такие мыслители, как Л.Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, выступают не только как писатели, но и как философы, некоторые авторы (например, М. К. Мамардашвили) реконструируют по текстам философию А. С. Пушкина и т.д. Обычнаяформа выражения философских идей на этом уровне – философско-художественный образ; чаще всего это метафора, которая имеет как прямой, так и символический смысл.

Особой разновидностью философско-художественного мышления являются философские эссе. Это произведения, в которых нет специального сюжета, они построены на высказывании и развитии идей, но при этом в них целенаправленно используются художественно-выразительные приемы. Так написаны, например, «Опыты» М. Монтеня, «Миф о Сизифе» А.Камю, «проповеди» в книге «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше.

Теоретическая философия – это уже специализированная система знаний, создаваемая в процессе целенаправленной исследовательской деятельности. Философия этого уровня развивается в истории как важная область познания и содержит значительный объем собственной информации о реальности. Теоретическая философия в современных условиях разрабатывается профессионалами, а ее освоение требует интеллектуальных усилий и подготовки. В теоретической философии используются специальные средства развития знания: системы терминов и категорий (наиболее общие понятия); логическая аргументация и последовательность рассуждений. Именно на этом уровне философия представляет собой самостоятельный способ познания со специфическим предметом, методологией, функциями, и, говоря о философии вообще, мы имеем в виду прежде всего этот уровень. Обычнаяформа выражения философских идей здесь – теоретическая концепция, т.е. совокупность положений, представляющая собой логическое развертывание принятых исходных принципов и аргументированное объяснение некоторой проблемы или области реальности.

В истории философии можно найти образцы исследований и в области онтологии, и в области антропологии, и в сфере других разделов философии, выполненные и на философско-художественном, и на теоретическом уровнях. Сами вы, начав обсуждать философские проблемы, будете строить свои рассуждения, скорее всего, на уровне обыденной философии; но перед вами стоит задача поднять свое рассуждение до более квалифицированных уровней.

3. Сциентистская и несциентистская философия.

В первом параграфе уже было сказано, что существует два основных подхода к пониманию сущности и предмета философии – сциентический и культурологический. Мыслители, работавшие в философии на протяжении ее длинной истории, придерживались либо первого, либо второго из этих подходов; это создало две несколько различные традиции построения философских рассуждений – сциентистскую и несциентистскую.

Сциентистская и несциентистская стратегии философствования различаются по своим представлениям относительно того, должен ли способ формирования и представления философских идей быть строго научным или, может быть, несколько иным. Это третье структурное разделение философии – как сциентистским, так и несциентистским способом может обсуждаться большинство тематических разделов философии; корреляция с уровнями философского мышления более определена (сциентисты обычно признают только теоретическую философию, сторонники несциентистского подхода охотно обращаются к художественной и обыденной), но и здесь возможны варианты. Определение философской позиции как сциентистской или несциентистской – это характеристика не того, о чем рассуждает философ, а того, как он рассуждает.

Сциентизм в общем плане – это мировоззренческая позиция, согласно которой наука является наилучшим и при этом достаточным средством понимания мира и решения социальных проблем. Поэтому предполагается, что все познание должно быть настолько научным, насколько это вообще возможно (строго говоря, с позиций сциентизма то, что не научно, вообще не является полноценным знанием).

Сциентистская философия – это те философские концепции, которые ориентированы на науку и авторы которых стремятся сделать философию как можно более точной и строгой наукой (активно используют содержательный материал конкретных наук, например, физики или физиологии, отрабатывают сложную терминологию и теоретические схемы, строят классификации и графики, и т.п.). Традиционный сциентизм представлял философию как «науку наук», всеобъемлющую и результирующую область научного знания. Современный сциентизм рассматривает ее скорее как коммуникативную науку: она связывает другие науки, способствует уточнению и унификации терминологии, является резервуаром нерешенных проблем. Но и в том, и в другом варианте сциентисты согласны с тем, что философия должна быть как можно более рациональной: развивать собственный профессиональный язык, отказываться от расплывчатых и неопределенных вопросов, исключать любые отступления от правил логики, искоренять субъективные оценки и т.п.

Несциентистский способ построения присутствовал в философии всегда, но становится все более выраженным начиная с ХХ в. С точки зрения сторонников этой позиции, философия не должна стремиться к научности и к наукообразной форме выражения, чересчур активно пользоваться абстрактными понятиями; она не должна быть обязательно рациональной, т.к. ее основной объект – человек – тоже не всегда рационален. Антисциентисты считают, что наука тоже ограничена в своих познавательных возможностях, т.к. это абстрактное познание на уровне общих и при этом чисто объективных истин. А философия должна ориентироваться на человеческую жизнь, учитывать ее индивидуальные моменты, больше говорить о ценностях, принципах, целях; человеку она должна давать не столько прирост общей информации, сколько лучшее понимание себя, своих проблем, путей их решения, жизни в целом. Иначе говоря, представители этой позиции считают, что если философия станет чисто научной дисциплиной, она не сможет выполнить свое главное предназначение.

Активная дискуссия между сторонниками сциентистского и несциентистского подхода в отечественной философии имела место в конце ХХ в. Она была открыта полемической статьей А.Л. Никифорова[3], который утверждал, что научность философии иллюзорна, и пора это признать. Так, в отличие от науки, в философии нет практики строгого обоснования и опровержения выдвигаемых суждений на основе фактов, полученных в эксперименте, и вообще нет специальных философских методов исследования. Другие философы в этой дискуссии говорили, что философия учитывает факты, но полученные не в специально поставленных экспериментах, а в жизненном опыте; что если философия часто рассуждает не о том, что есть, а о том, что должно быть, так все гуманитарные и многие технические науки делают то же самое; что если в философии нет собственных методов, то есть свои профессиональные приемы; что математическая точность науки в философии не исчезает, а заменяется точным обращением с понятиями, и т.д. Другими словами, философия действует в основном так же, как наука, но все же несколько по-своему.

Дискуссии показала, что действительно есть определенные причины отнести философию (возможно, частично) к сфере не науки, а вненаучного знания. При этом необходимо сделать оговорку: вненаучное знание – это не знание, в котором ничего не соответствует науке. Это знание, в котором, кроме теоретических средств и приемов рассуждения, характерных для науки, есть какие-то еще. Именно так происходит в философии:

· с одной стороны, ряд значимых особенностей характеризует философию как науку: ориентация на выделение главного, на выявление всеобщих и необходимых связей в изучаемой реальности; сама идея аргументации выдвигаемых положений (в логической или художественной форме, но философ стремится не просто высказать свое мнение, а привести основания); внимание к языковой стороне рассуждений, терминологическая строгость, вообще недостаточность обыденного языка для выражения своих позиций и необходимость пользоваться терминами; форма социальной организации – философия поддерживается в современном обществе как наука, по которой существует профильное образование, к которой можно обратиться за экспертным заключением и т.д.;

· с другой стороны, действительно, философия более терпима к эмоциональным сторонам познания, чем любая другая наука, поскольку она рассуждает о предметах, относительно которых суждение вряд ли может оставаться чистой регистрацией фактов. Обращенность философии к системам ценностей и к мировоззрению придают ей более личностный характер, чем это принято в науке. В некоторых философских концепциях, разработках эта сторона еще дополнительно усилена.

Вряд ли правильно было бы поэтому пытаться привести способ философствования к какому-то единому стандарту. Необходимо признать, что в исторической традиции и в еще большей степени в современной философии закономерно сосуществуют два типа философствования: сциентистский и несциентистский (как в искусстве: реализм и сюрреализм). Они ставят разные познавательные задачи, по-разному определяют предмет своих исследований и тем самым дополняют друг друга, расширяя познавательные возможности философии в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: