Политическая культура

  1. Понятие политической культуры
  2. Особенности российской политической культуры
  3. Социокультурный аспект политики

1 Понятие культуры не имеет однозначного толкования. По нашему мнению, культура – это способ осуществления субъектом деятельности согласно принятым в обществе (группе) эталонам, стандартам её исполнения. Культура парадигмальна – это образцовая, совершенная деятельность. Культура предикативна, она не субстантив (существительное), а признак, показатель деятельности и её результатов, которые несут на себе её черты. Плоды культурной деятельности не существуют самостоятельно от людей, т.к. культурными они считаются лишь пока признаются таковыми. У человека не бывает своей, только ему принадлежащей культуры. Это всегда культура общества, группы, в которую он входит. Культура инвариантна, является показателем совершенного исполнения деятельности всюду и всегда. Но поскольку каждая деятельность осуществляется в соответствии со своими стандартами, это служит причиной существования не одной, а многих культур (культура торговли, культура врачевания, культура поведения). Различается она и в связи с тем, что люди живут в разных странах, к тому же в разное историческое время. Неизменным остаётся лишь то в ней, что она выступает показателем образцового выполнения деятельности и её результатов. Культура всеобща, относится ко всей жизнедеятельности, в том числе к политической. Наконец, культура нормативна, основана на стандартах, требующих от людей их непременного исполнения.

Политическая культура – это способ образцовой, примерной политической деятельности, совершенного участия людей в политике, т.е. она качественный показатель их политической жизни. Стандартами политической деятельности являются политические принципы, идеи, ценности, обычаи. Ими руководствуются разные политические акторы в своей политической жизни. В государстве существуют общеобязательные правила политического поведения.

У политической культуры есть особенности. Здесь, прежде всего, следует отметить, её корпоративность. Партии, элиты, да и классы руководствуются своими стандартами политической деятельности, характеризуются своей культурой политического поведения. Политическая культура является признаком как прямых, так и косвенных политических действий людей, она показатель всех форм политического участия.

Важно отметить, что культура политического поведения не ограничивается политической жизнью. Ведь последняя тесно связана (переплетается) с другими формами жизни, буквально пронизывает их. Поэтому нельзя, скажем, быть демократом в политике и не быть им в других областях жизни, не распространять на них демократические принципы поведения.

Бросается в глаза, что население в своём большинстве в нашей стране относится к политической культуре инертно, нет видимого желания осваивать культуру не только какой-либо партии, но и т.н. общепризнанную. Очень многие люди просто не считают, что их политические действия должны быть культурными. Политическая культура многими людьми считается не заслуживающей освоения. К этому приводит рассмотрение ими политической деятельности как вторичного, нередко функционального занятия. Безразличие к политической культуре является в известной степени и следствием политической ментальности народа.

В связи с этим возникает вопрос о возможности политической культуры для нашего общества. Ответ может быть однозначным: такая культура нужна, более того – необходима. Страна осваивает демократические формы жизни, рассчитанные на активное участие в них всего населения. Но для этого надо, чтобы у людей было желание участвовать в политической жизни страны. Возникновение его во многом зависит от степени развития политического потенциала, политической сознательности и культуры каждого гражданина. Последняя является весомой гарантией активного участия людей в политике, открывает им возможность для самореализации в одной из основных сфер жизни общества. Это представляется весьма важным, т.к. такая возможность в других сферах жизни (прежде в производственно-экономической) для большинства людей пока ограничена. Только в самоосуществлении состоит действительный смысл жизни человека.

Среди типологий политической культуры следует отметить те, которые разработаны в соответствии с типами политических режимов (авторитарного, тоталитарного, демократического), с учётом многообразия субъектов политики, принимая во внимание национальные (страновые) различия. Одним из критериев типологии является степень политической активности актора. Последняя во многом зависит от той политической среды, в которой он действует. Среда – это условия функционирования субъекта политики. Важнейшим из них является политический режим – обстановка, в которой происходит политическое участие. Исходя из понятия, не учитывая существующей практики, авторитарный политический режим не обеспечивает условий для участия в политике, тоталитарный – обеспечивает во многом формальное политическое участие, демократический – создаёт для этого благоприятные условия.

2. Особенности политической культуры в России связаны прежде всего с переходным её состоянием, в частности, с отказом от советского политического режима и принятием нового, декларируемого как демократический, с внедрением новых форм политического участия, которые общество только осваивает, например, партисипативную культуру, основанную на участии в политике всего общества. Своеобразие существующей в стране политической культуры, безусловно зависит и от той нездоровой атмосферы, в которой осуществляется сегодня политическое соперничество. В России политическая культура имеет и такие особенности, которые определяются политическим менталитетом народа, т.е. сложившимися у него традициями отношения к политике, политического поведения. На их формирование оказал влияние политический режим, в условиях которого многие века жил народ. Такой особенностью политической культуры людей является их аполитичность. Проявляется она в политической апатии, слабом интересе к политике, в избирательной пассивности, в уклонении от выборов (абсентеизм). Нынче постоянно политикой занимается только 3% населения.

Другая особенность политической культуры состоит в сервильности (в стремлении людей угождать) власти, прежде всего верховной, персонифицированной. Это связано с традиционно существующим в России сведением власти к одному лицу: царю, вождю, а в наше время президенту, которая во все времена имела идейное обоснование, а нынче и конституционное закрепление в правах Президента. Имеет место известная сакрализация первого лица в государстве – полагание его священным. Именно к этой форме правления люди привыкли за многие века её существования. Она пользуется у них доверием. Такой взгляд на государственную власть укоренился в историческом сознании народа потому, что она выполняет в жизни людей централистскую и патерналистскую (отеческой заботы) роль – от неё большей частью зависит их сплоченность и благополучие.

Вместе с тем, отношение в целом к власти у русских людей двойственное: с одной стороны, они её почитают (т.к. поставлена «сверху»), а с другой стороны поносят (за её бюрократизацию и коррумпированность). Не случайно в постсоветской России наиболее высокий рейтинг популярности у президентов (при всей слабости их социальной политики), а другие органы власти не пользуются высоким признанием. Вера в верховную власть неизменна. Негативное же отношение людей к власти связано главным образом с её неправедностью, отказом её от проведения патерналистской политики.

Нельзя не отметить, что особенностью политической культуры является ориентация людей не на партии, их программы, а на их лидеров. Российской политической культуре характерна и такая особенность, как дихотомичность – раздвоение её на публичную и элитарную, декларируемую и реально существующую. Ещё одной особенностью российской политической культуры является апартизм – нежелание связывать себя с членством в какой-либо партии, которое, как правило, регламентирует поведение людей, к чему-то их обязывает, в том числе, и к определённому поведению. Не потому ли российские партии крайне малочисленны. История с КПСС – особый случай. Но характерно, что и «Единая Россия», преуспевшая в количественном росте, воспринимается как её подобие. Отношение людей к партиям во многом диктуется их идеологическим безразличием – равнодушием ко всем политическим доктринам, кроме тех, в которых привлекательно подаётся идея справедливости. Эта идея для народа превыше всех других.

Наконец, немаловажным является то, что политика постигается людьми, так сказать, «не столько умом, сколько сердцем». Они не утруждают себя пониманием её, доверяются чувствам. Неслучайно, в ходе избирательных кампаний большое значение придаётся эмоциональному раскручиванию обещаний – избирателей не убеждают, а завораживают.

Следует учитывать и то, что история российской демократии краткосрочна, а советская её форма существенно отличалась от западной. Поэтому наш народ не обрёл опыта участия в политической жизни, проходящей в условиях идеологического плюрализма, многопартийности, возможности выбора при голосовании.

В целом особенности политической культуры населения проявляются в 3-х его основных типах. Первый – гражданский. Для него характерно участие людей в политике, обусловленное конституционными нормами. Второй – электоральный. Для него характерно участие людей в политике, обусловленное их избирательными симпатиями. Третий – партийный. Для него характерно участие людей в политике, обусловленное партийными предписаниями.

3. Мы уже отметили, что те или иные политические субъекты руководствуются разными стандартами (политическими ценностями, нормами, знаниями). Это учитывается при изучении политических процессов, динамики политической активности. Особенностью социокультурного изучения политического процесса является то, что в нём учитываются стандарты, образцы политического поведения респондентов какой-то социальной группы. Индикаторами (показателями) такого поведения являются мотивы действий, ориентации на политические ценности и практические действия опрошенных.

Примером исследования, в котором выясняются социокультурные предпочтения людей, может быть выявление их ориентаций на модели социально-политического устройства будущей России. Дело в том, что в стране существует приверженность населения не только к обществу, появлявшемуся в результате проведённых либеральных реформ, но и к такому, которое было в XX веке до революции, а также после неё. Черты их стали для многих людей особенно привлекательными в свете многих негативных сторон современной жизни (социальная обездоленность значительной части народа, коррумпированность властных структур, бездуховность и безнравственность, непатриотичность отдельных групп населения). Для уточнения этого были опрошены студенты – выходцы из всех социальных слоёв населения. Одна треть их оказалась ориентирована на существующее в обществе социально-политическое устройство. Многие избрали другие его варианты, но большинство опрошенных предпочли такую модель социально-политического устройства России, которая вобрала в себя достоинства (на их взгляд) всех предложенных. В числе приоритетных ценностей такой модели они отметили: демократию, научно-технический прогресс, порядок. С ними прежде всего связали студенты будущее России. Характерно, что рынок оказался у выбравших разные модели только на 6-ом месте в перечне предложенных ценностей.

Культурные различия респондентов различных социальных групп проявляются и в симпатиях их к тем или иным партиям. Причём здесь индикаторами политического поведения являются не только провозглашённые партиями ценности, но и их обычаи политического поведения (часто ритуализованные), униформа, флаги, значки, оформление публичных мероприятий.

Подчеркнём, социокультурный аспект политики – это выявление политической культуры, т.е. следование людей принятым в обществе, группе политическим стандартам, выяснение образцов политических действий, которыми руководствуются люди. Знание об этом даёт представление об уровне их политической зрелости.

Схема № 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: